Достался мне в работу мотоцикл с приводом на коляску. В базе это Урал, но двигатель на нём установлен от BMW R80. Мотоцикл эксплуатировался и летом, и зимой и за годы подкис малость. Много мелких косяков повылезло. Подшипники рулевой колонки разбиты, подшипники в маятнике коляски, трубы выхлопные просто в ужасном состоянии, гнилые, дырявые, на крепежах болтаются и много чего ещё. Но самая большая проблема – неработающее сцепление.
Предыдущие мастера, недолго думая, сунули в сцепление дополнительную мембранную пружину. (А сцепление на этом BMW автомобильного типа.) Надежда у них была, что станет меньше срывать фрикционный диск и не будет пробуксовки сцепления. Может оно и так, но выжиматься это сцепление перестало нормально. Усилие вроде не большое, ход есть, а сцепление полностью не отключается. На полностью выжатом рычаге сцепления мотоцикл едет, передачи с хрустом включаются. Заднюю вообще не включить нормально. Хорошо, что в коробке установлены валы Херцог. Стандартные давно бы уже покрошило в муку.
Разобрал я это чудо. Сняв коробку, узрел, что она центруется по колоколу картера двигателя двумя небольшими штифтами да шпильками крепления коробки. Привалочная плоскость коробки весьма грубо наварена в аргоне и коряво обработана напильником и болгаркой. Пришлось разбирать коробку. Валы в отличном состоянии. Надо менять только подшипники и сальники.
На приливы коробки, которыми она должна центроваться по картеру родного двигателя, пришлось наварить алюминия. Дальше я изготовил кондуктор для токарного станка, установил в него коробку и идеально точно от оси первичного вала проточил наваренные приливы до нужного диаметра. Картер встал на двигатель идеально точно. Собрал коробку и отложил в сторону.
Теперь самое интересное. Переделывать родное сцепление BMW бесполезно. Там много не выгадаешь. Надо подходить к вопросу кардинально. И решил я изготовить новый маховик, для того, чтобы можно было ставить туда сцепление мотоцикла Урал. При необходимости в такое сцепление можно установить дополнительные пружины или более жёсткие. Идея нового маховика с таким сцеплением не нова, но я её реализовал по-своему. Немаловажной задачей являлось в этой затее установка зубчатого венца стартера на прежнее место. А он в BMW стоит на маховике спереди ближе к двигателю, а не как на Урале, ближе к коробке.
За донор взял маховик от Днепра. Долго и тщательно всё вымерял, прикидывал, рассчитывал. В итоге родился некий чертёж. Несколько раз пришлось съездить к другу токарю. После чего маховик превратился в некий полуфабрикат. Далее обратился к другому другу фрезеровщику ЧПУ. Он начертил 3D модель маховика и венца по моим размерам. На картинке всё сошлось и смотрелось красиво. Далее он проточил маховик и зубчатый венец от BMW. Детали сошлись, как родные. Вот что значит профессионал. Ещё раз кое-что токарь проточил на маховике, и готово. Раньше венец был приклёпан к маховику, теперь он привинчивается на шесть усиленных болтов. Установил маховик в картер. И тут всё сошлось. Собрал сцепление на три пружины для проверки. Всё входит и выходит. Замечательно входит и выходит. Собрал сцепление окончательно и установил на двигатель коробку. Тут тоже проблем не возникло. Ничего ни за что не цепляет, не трётся. Сцепление выжимается, передачи включаются легко. Поставил двигатель в сборе с коробкой в раму.
В данной конструкции мотоцикла сделали по необходимости выносной маслофильтр. Кронштейн крепления маслофильтра тупо приварили на правую часть дуплекса. Убожество. Я изготовил из Д16Т выносной съёмный кронштейн-хомут для установки маслофильтра. Теперь его положение относительно рамы можно регулировать. Установил новые маслошланги от гидравлики высокого давления.
Поскольку выполнения некоторых работ надо было ждать некоторое время, в промежутках ремонтировал карбюраторы, выхлопную систему, поворотники и всякую мелочь. Что-то сгнило, что-то механически сломалось, а кое-что просто некрасиво и надо исправить.
Выхлопные трубы изготовил из нержавеющих труб. Сделал простой прямоток. Работает не громко, но это субъективно. А чтоб было совсем правильно, изготовил съёмные флейты. Теперь можно менять звук выхлопа по желанию быстро и легко.
С карбюраторами пришлось повозиться. Сами они работают безупречно, а вот все болты-натяжители тросов газа и подсоса закисли намертво. Все внешние детали покрылись ржавчиной. Пришлось долго и нудно всё это раскоксовывать, аккуратно отвинчивать, смазывать. Некоторые болты ну очень долго сопротивлялись. Применять лишние усилия страшно, можно и сломать карбюратор. Но за несколько дней мук, нагревов и постукиваний всё открутилось и заработало.
Настал и момент запуска двигателя. Чудо ожило и заработало. Бензин, масло не потекли на пол, посторонних звуков не послышалось. Теперь только лётные испытания.