Кавказ 2022. Сентябрь.

 

      Давно хотел прокатиться в Ингушетию. И по другу старому соскучился и по его родителям. Особенно по его матушке. Раньше он жил в Печоре, а теперь в станице Троицкая в Ингушетии. Расстояние что туда, что туда примерно одно. Вот наконец и решился. Было искушение поехать на эндуро с компанией ОФРП, тем более, что они также ехали в те края на осеннюю покатушку. Но что-то во мне замкнулось, и поехал я на своём урале. Не маловажный факт: перед поездкой я внедрил в приборку мотоцикла крепёж навигатора/телефона и зарядное устройство. Прогресс, однако!

     Август в Москве был жаркий, около 30 градусов днём. Но с началом сентября погода резко переключилась на осень. Стало прохладней. По некоторым причинам я перенёс отъезд на пару дней, а зря. Собрал в свои необъятные чемоданы дорожный шмурдяк, провиант и прочее. Места в чемоданах так много, что туда и палатка поместилась. На багажнике ехала только пенка да палки для костра. Как выяснилось в конце поездки, примерно треть вещей вообще не понадобилась. Отправился в путь в воскресенье четвёртого сентября. Ехал по прохладе. Предстоит проехать за два дня около 1800 км. Поехал через Тамбов, Волгоград, Элисту в станицу Троицкую. Тут надо сделать маленькую сноску. Хоть название населённого пункта со словом «станица», но казаков там и в помине нет. Это в своё время, ещё при царе, когда депортировали и гоняли ингушей, адыгов и других этнических жителей, в те места казаков заселяли, земли им давали.

     Дорога сама по себе ничем не примечательна. Ехал не спеша, 100-110 км/ч, но постоянно и по долгу. Бака при попутном ветре хватает на 500 и более км. Заправляясь, ни разу не залил более 28 литров, а в бак помещается примерно 33 литра. Ближе к вечеру, а темнеет в 19 часов, добрался до пригорода Волгограда. Встать бы мне на ночлег. Там и лесополосы есть прекрасные из сосен, прямо лес настоящий. Но нет, светло ещё было, около 18 часов. Решил город проехать, и зря. Что в 2013 году там был, что теперь, дорога полное отстойное говённое говно. Объездной дороги так и нет. Весь транзит через город. Асфальт весь разбит, в колеях. А город длинюююююющий, светофоров, как на выезде со МКАДа в Люберцы. Как на зло, ещё и дождик пошёл, но не сильный. И то хорошо. Выехал я из города уже в полной темноте. Когда закончились дома, строения и началась степь калмыцкая, было уже хоть глаз выколи. Да ещё ветрище дует сильный. Теперь-то стало ясно, что ждать более нельзя, надо палатку ставить. Да где? Ни куста, ни лесочка, одна степь да темнотища. Навигатор показывает, что изредка вдоль дороги есть зелёные полосы и всякие водоёмы, но съездов к ним нет. Возможно, в впотьмах я их и не замечал. Кое-как в темноте разглядел какие-то деревья, нашёл съезд и стал ставить палатку. Со второй попытки я её поставил, первый раз её сдуло. Пока ставил палатку, исколол все руки и задницу. Там какая-то колючая ботва росла. Руки от её уколов потом некоторое время чесались. Попил воды да спать лёг.

     На утро вышло солнышко, чуть потеплело. Рядом большой овраг, а на дне растёт здоровенный вяз. Сверху костёр не развести, сдует. Спустился на дно оврага к подножью дерева. Ветер тоже есть, но послабее. Развёл костёр, приготовил кофе, перекусил. Предстоит проехать ещё примерно 700-800 км. 




 

     Весь день ехал по степи. Глазу не на чем остановиться. Дорога не плохая. Попадались несколько раз небольшие участки ремонта или плохой дороги. Ехал через Элисту, Будённовск, Моздок. Где-то в Калмыкии на КПП меня остановили доблестные служители закона, порядка и прочей фигни. Пораспросили про мотоцикл, поприкалывались. Что бы мне не идти с документами в общее помещение, сообщили по рации мои данные из паспорта, да отпустили меня восвояси. А свояси были уже близко, осталось два мизинца по карте. Уже смеркалось, когда я подъехал к воротам обиталища Руслана. Меня радостно встретили. Последний раз родителей Руслана я видел около семи лет назад. Мама и папа совсем не изменились. Кот Басик тоже жив и здоров, и всё так же любит пожрать свежего мяса. Жара и там спала. Руслан сказал, что ещё пару дней назад было около 40 градусов. Ночью теперь было даже зябко. 







     День я провёл в гостях у Руслановой семьи. Посёлок не большой и делать там нечего, скучно. Сходить некуда, посмотреть не на что. За то везде растут грецкие орехи. Я из документов, помимо прав, паспорта и СТС, взял ещё и загранпаспорт. Мало ли что. И тут-то и родилась идея реализовать это «мало-ли-что». Решил я попасть в Грузию. Почитали, что на этот счёт пишут в интернетах. Где-то слышал, что без флажка на номере не пускают. У меня на номере флажка нет. Решили, что пробовать надо, а завернут, ну и ладно. Тем более, что до границы совсем ничего доехать. 








     И доехал. Перед границей залил полный бак с горкой. Там бензин стоить будет около 3,5 лари, это около 80 рублей за литр. До границы не покупайте ни лари, ни страховку. Дорого. Лучше потом. Наш КПП прошёл без проблем. На Грузинской какой-то потс сказал, что могут не пустить, так как нет флажка на номере. Видно надеялся, что я тут же побегу изготовлять новый номер. Но я его позывы проигнорировал и, мило улыбаясь, вторгся на грузинскую КПП. И там проблем не возникло. Их мой госзнак вообще не интересовал. Выяснив, что я не имею оружия и наркотиков, мне поставили штамп в паспорте, и я отправился засорять экологию Грузии выхлопом своего урала. Страховку и лари я купил, чуть отъехав от границы. Страховка вышла в 850 рублей. Лари мне выдали 205 на 5000 рублей. В Тбилиси можно получить 210 лари на 5000 рублей. На моё недолгое пребывание в Грузии этого вполне хватило и ещё осталось 45 лари. Я их не поменял, а оставил на потом. Авось сгодятся.

     Местные ездят ужасно. Что такое соблюдение разметки, скоростного режима и прочего тут и не слышали. Это опасно, тем более, что дорога идёт по горному серпантину. Будьте осторожны и внимательны. Так как интернет я отключил, чтобы не разоряться на трафик, пользовался заранее скачанными картами в MAPS.ME. Работает эта хрень не очень корректно. Несмотря на попытки изменить настройки, часть дорог он не видел, а частично вёл меня не по очевидной дороге, а какой-то пердью унылой. Решил я Грузию по кругу проехать. Туда через Тбилиси и верхом через горы к Чёрному морю в Батуми, потом Поти и обратно в сторону Тбилиси, но без заезда в него, и на границу.

     Днём то выходило солнце, то набегали тучи. Полюбовался горами, проехал туннели около границы. Конечно с асфальта многого не увидеть, но это лучше, чем видеть это по телевизору или на фото других. Заночевал где-то до Тбилиси недалеко от дороги. Ночью, особенно под утро, весьма прохладно. 








 










     Следующим днём проехал Тбилиси. Город какой-то сумбурный, нет общего архитектурного плана. Ездят все, кто как хочет. Местные про дорогу, что меня интересует, не знают толком. Кто говорит, что нет там дороги, кто, что она плохая совсем. Навигатор показывает отсутствие куска дороги посередине запланированного маршрута. Решил проверить собственнолично.

     Сперва телефон завёл меня на частную территорию в пригороде Тбилиси, над ним в горах. Меня там остановили, поинтересовались, как я туда попал. Я объяснил, что меня навик сюда привёл, и ничего мне тут не нужно, кроме как проехать транзитом поскорей это место. Меня благодушно проводили к выезду, про дорогу толком не рассказали, но заверили, что она имеется. Дальше я ехал частично по навигатору, а когда он прекратил меня наставлять на пусть истинный, я отрёкся от него и поехал интуитивно. Тем более, что деться там было некуда. Вот там было красиво.

     Дорога та не так уж и плоха. В основном это асфальт. Но есть где-то посередине участок примерно 80-100 км где дорогу делают. В сухую погоду, а таковая на тот момент и была, проехать там можно на чём угодно. Вот в ливень мне бы не повезло. Там много глины, щебня и песка. Дорога идёт по горам. Там всё как-то замерло во времени. В посёлках дорога проходит прямо между домов впритирку к заборам и стенам. Повсюду слоняются коровы. Их там много, а мозгов у коров мало. Иной раз стоит такая животина посреди дороги, машин не боится, и не отходит никуда. А иной раз и лежит посреди дороги или с краю. Много овец, коз. Видел свиней, которые сами по себе шли вдоль дороги по своим делам. Видел раз в посёлке такую картину: на старой пристарой маленькой телеге с железными колёсами ехал древний грузин неспеша. Телегу вёз ослик. Ощущение было, что телега эта вот-вот развалиться. Не исключено, что этой телеге лет триста. Дорога в основном идёт вдоль реки. Со склонов гор в неё стекают мелкие ручейки и речушки. Воды вокруг достаточно, так что о наличии её на ночной стоянке я не беспокоился.

     Обратил внимание на то, что в самых далёких сёлах есть газ. Хотя некоторые эти сёла выглядят полузапущенными. Часам к 18 стал посматривать по сторонам, ища место для ночлега. Вскоре я таковое обнаружил. Это какие-то заброшенные старые сады на берегу реки. Вроде это река Кура, но может и Кваблиани. На въезде в это место стояла бытовка. Пока я ходил на разведку, около неё появился мужчина на мопеде. Я у него спросил разрешение заночевать там, на что он дал согласие, заверив, что никаких проблем не будет. Место прямо на берегу реки. Вокруг растут старые яблони, сливы. Росло там и ещё какое-то плодовое с плодами, похожими на яблоки, но мохнатые. Если мне не изменяет память, это один из видов айвы. Был ещё кизил, весь усыпанный плодами. Недалеко был загон для скота. Так что коровы заходили ко мне в гости вечером, и потом, наутро. Неудобств они мне не доставляли, но очень интересовались костром, нюхали его и совали туда морды. Обратив внимание, что им нравятся зелёные яблоки, когда коровы мне немного досаждали, я стрясал немного яблок, и скотина уходила ими лакомиться.

     В дереве, под которым я расположился, было небольшое дупло. К вечеру из него послышался писк. Это были летучие мыши. Вылетать они боялись, но любопытная мордочка выглядывала из щели. Я сделал фото, но в ночи видно не очень. Поскольку темнеет рано, уже в 19 часов, ужин у меня был ранний. Спать пока не хочется, и я сидел у костра, слушал шум реки и писк летучих мышей. 


 












                                                              


     Ночью было прохладно, но терпимо. Утром меня разбудили коровы. Они уже паслись вокруг палатки, громко пыхтели и жевали яблоки и айву. Сварил себе кофе, позавтракал, пообщался с коровами, отгоняя их от костра и палатки. Часов в 8 уже тронулся в сторону Батуми. 


 

 

     В этот день я как раз проезжал упомянутый выше строящийся участок дороги. Всё там проезжабельно. В сухую погоду пыльно, а вот в ливни могло быть весьма грязно. В местах, где приходилось ехать по грунту, иногда протекали ручейки, ещё не убранные в трубы. Вот там было весьма грязно. Но в целом терпимо. По дороге любовался на леса, горы, озёра. К 16 часам приехал в Батуми.

     Навигатор, гад такой, почему-то повёл меня не по нормальной проезжей части, а вокруг города, по пригородам, которые расположены на весьма крутых подъёмах. По узенькой дорожке приходилось ехать то резко вверх, то вниз. Я проклял этот треклятый навигатор сто раз. В итоге плюнул и поехал интуитивно. Приехал на берег моря. От пляжа меня отделяет только одноколейная железная дорога. Оставил мотоцикл на обочине, да пошёл искупаться. Вода оказалась очень тёплая, выходить из неё не хотелось. Солнце хорошо грело, но не жарило. Дул тёплый ветер, было весьма комфортно. 

 










     Понимая, что дело к вечеру и надо искать место под ночлег, тронулся дальше. Поехал в сторону Поти, а потом намеревался ехать в сторону Тбилиси. Навигатор и тут сыграл со мной злую шутку. Этот гад вёл меня усердно на параллельную основной дорогу. В отличии от основного автобана, эта дорожка шла вдоль бесконечных деревень. Они в прямом смысле бесконечные, так как после знака о окончании населённого пункта, тут же был знак о начале другого. Ехать там быстро не получается, то коровы, то люди, то лежачие полицейские. Карта показывала наличие леса, но пробиться к нему сквозь нескончаемые дома я не решился. В итоге плюнул на навигатор, свернул на основную дорогу, постоял в пробке на выезде на неё, и ломанул. Какой-то оголтелый грузин на конченной газели, всё время нервно сигналил и пытался меня обогнать. Когда выехали на широкую трассу, он, как и все, газанул и ушёл в недалёкую точку. Недалёкую потому, что я его вскоре настиг и обогнал. Разгон-то у меня никакой, не динамичный. Зато, когда выхожу на 100-110 км/ч, то еду долго и упорно. Его это возбудило. Он опять меня обгоняет на жутких оборотах. Вскоре опять вижу его едущим не спеша, обгоняю. Опять он возбуждается, и опять рассерает свой авто до невероятных оборотов. Клоун, короче. Но было уже поздно, стемнело. Ставил я палатку в глубокой ночи, съехав с основной магистрали в сторону границы. Нашёл неплохое местечко недалеко от дороги и завалился спать. Пока ковырялся в темноте около дороги в поисках места для ночлега, подъехали местные полицейские и вежливо поинтересовались, не нужна ли мне помощь. Я откланялся культурно, поблагодарил их и продолжил свои поиски. Ни документы, ни чтобы-то ни было их не интересовало.

     Утром приготовил кофе, перекусил и двинул в сторону границы. Добрался до неё без проблем. Без проблем и пересёк. Досмотр был быстрый и без фанатизма. Грузинскую валюту менять не стал. Оставил на будущее, авось ещё туда поеду. Попав на территорию Российской империи, включил телефон. Добрался до заправки и залился до верха. Добавил масла в движок, ибо его там стало несколько меньше за поездку. Созвонился с Русланом. Он категорически советовал мне проехать по дороге через Джейрах на Нестеровскую. Дорога проходит по горной Ингушетии и виды там просто загляденье. Огромные горы в облаках, каменные башни, горные реки, скалы. Мне очень понравилось. Пару раз меня останавливали на КПП и проверяли документы. Всё вежливо и культурно, а, главное, быстро.

     Во второй половине дня ещё было светло, когда я доехал до Руслана. Мама его сразу отправила меня на кухню есть. Руслан не слышал моего приезда, так как спал. Потом и он к нам присоединился. Вечером я строил планы на следующий день. У меня в планах с самого начала поездки было доехать до Каспийского моря и искупаться в нём. В 2013 году я был в тех краях, но на море съездить поленился и жалел о том всё это время. 

 




















     На утро я отправился в сторону Махачкалы и далее на побережье. Когда навигатор показал наиболее близкое место к морю, я стал искать съезды на берег. Это около деревни Ачи. Надо было как-то пересечь железную дорогу, идущую вдоль дороги. Вскоре я нашёл искомое место с тунельчиком под дорогой. Съехал на самый берег около заброшенных двухэтажных домиков. Это оказалась территория бывшего пионерского лагеря или пансионата. Всё кругом заросло ежевикой. Там рядом жил мужчина с женой. Он следил за скотиной, которая паслась рядом. Я спустился на мотоцикле к самой воде. Хоть было ветрено и прохладно, я искупался. Море немного штормило, был сильный ветер. Ко мне прибежали два местных щенка. С ними я быстро нашёл общий язык. Потом они всё время бегали за мной. Мужчина сказал, что можно переночевать в одном из домиков на втором этаже. Там были вполне приличные для мотобомжа комнаты с кроватями. В отличии от остальных разрушенных помещений, там были обои, нормальный пол и окна со стёклами. Все двери там были исправны, видно их относительно недавно установили. Я смотался в местный магазин за провизией, вернулся обратно и поставил мотоцикл у дома, а сам пошёл вниз. Там у огромного платана была беседка со столом и лавками. Там я и откушал. На суку платана висело на ремнях основание кровати. Железная рама с пружинами. На ней я и расположился на некоторое время. Рядом бегали собаки, иногда тыкая меня носами, стрекотали сверчки или ещё кто. Смеркалось, тёплый ветер качал мой гамак, сквозь пробегающие по небу тучи иногда было видно звёзды. Около 22 часов отправился спать. На одной из кроватей разложил спальник, забрался в него и заснул. 







 




     На утро перекусил и отправился обратно. Мужчина сказал, что можно сюда приехать в любое время и жить сколько угодно. Мне предстоит за два дня добраться до дома. Во всяком случае у меня такие планы. Навигатор вёл на Артезиан, потом на Элисту, Волгоград, Тамбов и в Москву. Под Артезианом на КПП местные тупорылые калмыцкие ищейки с пристрастием досматривали мои чемоданы. Любую вынутую вещь пытался унести сильнейший ветер. Разве что крупу не стали просеивать. Блюстители порядка и закона очень надеялись спасти родину от наркоманов и террористов. Но не солоно хлебавши вернуться домой, выпьют бутылочку водочки, закурят косячок и лягут спать, чтобы увидеть сон, как они всё же поймают наркомана-террориста и таки спасут родину. Дебилы, я, когда б хотел, провёз бы сквозь них что угодно. Да шли бы они лесом, жалко потерянного на них время.

     Практически от Махачкалы дорога идёт по степи. Смотреть там совсем не на что. От постоянного сильного ветра болит шея. Дальнобойщики некоторые там ездят совсем без головы. Два раза на встречку выезжали фуры, обгоняя машины в своей полосе, и видя мотоцикл даже не делали попытки перестроиться обратно. Один даже моргал мне фарами, типа чтобы я убрался куда-нибудь с дороги. Совсем, суки, охамели. Около 18 часов нашёл себе отличное место для лагеря где-то между Элистой и Волгоградом. На холме редкий лес из вязов и чего-то ещё. Сухого хвороста полно, есть столик с лавками, костровище. Всё портил сильный ветер, но на момент пока я ставил палатку и готовил еду, он как будто несколько ослаб. К ночи ветер снова усилился. На ужин приготовил себе макароны с тушёнкой. Сварил целую пачку и всё съел. На свет огня или на тепло пришла сколопендра. Она была около десяти сантиметров в длину. Когда я её потрогал палочкой, она быстро свалила. Дрова были такие сухие, что от огня шёл сильный жар. Немного посидев у костра и набравшись тепла, отправился спать. Чтобы поменьше была ветровая нагрузка на палатку, по ветру перед ней поставил мотоцикл. 








     На утро ветер не унимался, но был не так силён, как вчера. Развёл костёр, сварил кофе, позавтракал и в дорогу. За сегодня надо пройти около 1100-1200 км. Как только выехал на трассу начался маленький дождик. Когда я въезжал в Волгоград, дождь превратился в ливень. В Волгограде что в 2013 году, что теперь дороги полное говно. Колея, ямы, ухабы и куча светофоров. Под проливным дождём всё это меня вовсе не радовало. Город длинющий, и многие километры мне пришлось ехать по огромным лужам, под дождём и фонтанами грязной воды из-под колёс проезжающих машин. Мотоцикл стал как-то неровно работать, не набирает нормально скорость. Грешил на свечи и карбюраторы. Из города выехал полностью промокший и замёрзший. Думал прогреть мотоцикл на трассе, но не вышло. Не хочет ехать больше 80-90 км/ч и всё тут. Остановился на заправке и принялся исследовать движок. Замена свечей не помогла. Полез в зажигание. Там я и обнаружил неисправность. Разобралась механическая часть зажигания. Зажигание у меня электронное, но опережение механическое, грузики на пружинках, как в старом урале. Ничего серьёзного на вид не произошло. Немного почесав репу озябшими пальцами, придумал, как всё исправить. Завёл, поехал. Не едет, как надо, как будто позднее зажигание. Опять остановился и изучил проблему поближе. Косяк оказался в том, что развалившаяся шторка при вращении ударила по датчику холла и сломала его. Поменял датчик, и мотоцикл поехал нормально. На ремонт потратил прилично времени. Думаю, часа полтора-два потерял. Вскоре стемнело. Палатку я решил не ставить, а ехать до упора. Вскоре стемнело, и Тамбов я объезжал в кромешной тьме. В тех местах ремонт дороги, узко очень, обгонять фуры проблематично. Приходилось подолгу тошнить за медленно едущим грузовиком, пока не удавалось его обогнать. А потом всё повторялось.

     На объездной дороге Тамбова, чуть не уехал не в ту сторону. Но вовремя сориентировался. Зашёл в заправочный павильон, взял большой и горячий кофе. Телефон разрядился, а заряжаться отказывался, так как видел в разъёме влагу и требовал отсоединить его от зарядного устройства. Сам аппарат у меня не промокаемый и может работать под водой. Под дождём это дело не просушить. Пока питался и пил кофе, пытался высушить разъёмы салфетками. Потом допёр, что в туалете может быть воздушная сушка для рук. Она там оказалась. Подержал под ней телефон и провод, всё просохло. Попросил девушку-оператора подзарядить телефон. Она не отказала. С полчаса провёл в павильоне. Я немного согрелся, телефон зарядился. Потом я сообразил, что не надо вынимать провод из зарядного порта телефона. Соединение их достаточно герметичное и воду не пропускает. Так до самого гаража телефон был на зарядке и не промок.

     Вскоре началась широкая дорога, а грузовиков стало заметно меньше. Поехал я заметно быстрее. Дождь так и не прекратился. Около 4 утра я добрался до ворот гаража. Заглушил мотоцикл, открыл ворота. Заводится урал больше не захотел. Может я ослаб, может ещё что. Закатил его так, переоделся да пошёл домой. Погрелся под горячим душем, да около 4 часов утра спать лёг.

     В 9 утра проснулся, как ни в чём не бывало. Голова немного гудит да шея побаливает, а в остальном всё нормально. Пришёл в гараж. Мотоцикл заводится, всё нормально. Разложил мокрые шмотки сушиться и занялся обслуживанием мотоцикла.

 

За поездку накатал около 5000 км. Штрафов не получил. Маршрут был такой: Москва – Волгоград – Элиста – Дивное – Будённовск – Зеленокумск - Моздок – Станица Троицкая – Верхний Ларс – Тбилиси – Цалка – Ниноцминда – Ахалкалаки – Ахалцихе – Батуми – Поти – Церовани – Чми – Джейрах – Гули - Мужичи – Нестеровская – Троицкая – Гудермес – Хасавюрт – Махачкала – Ачи – Кизляр – Артезиан – Комсомольский – Элиста – Волгоград – Тамбов – Москва.