Боковой прицеп к мотоциклу Honda CB1300.

 


Уважаемая мотопублика: сайдкароводы, мотоколясеры, те, кто когда-то ездил с коляской и те, кто этого никогда не делал, те, кто хочет это попробовать и те, кто никогда этого не сделает, и многие прочие... Представляю вашему вниманию очередной мой проект по околясыванию мотоцикла Honda CB1300.

Очевидно, что задача состояла в том, чтобы приделать боковой прицеп к вышеуказанному мотоциклу. И, как обычно, необходимо было сделать это так, чтобы как можно меньше переделывать что-либо в конструкции самого мотоцикла. А точнее не переделывать ничего. То есть не сверлить, не пилить, не варить раму мотоцикла совсем, по возможности использовать имеющиеся крепежи или изготовить иные, не меняющие заводской конструкции. 

 

В качестве бокового прицепа была выбрана коляска от ИЖа. Была предоставлена клиентом в полном комплекте, а именно рама, кузов, колесо, крыло, тяги, цанги и весь сопутствующий крепёж. Я рекомендовал ненавязчиво использовать коляску от Урала. Всё-таки мотоцикл тяжёлый и мощный, а Ижевская коляска лёгкая, её легко задрать при резких манёврах. Особенно поворотах на право. Да и места в уральской коляске побольше. Но у клиента уже имелся донор в виде прицепа от ИЖа, поэтому решено было ставить его.

Некоторое время провёл сидя у мотоцикла, созерцая объект и ожидая прихода умных мыслей. Если с передним нижним креплением и передним верхним всё было понятно почти сразу, то с задними креплениями пришлось поломать голову. Рама у мотоцикла весьма коротка, задняя шаровая опора должна находиться где-то под маятником. Её придётся делать на достаточно длинной консоли. Это не хорошо, так как при езде этот узел будет гнуться и может сломаться. Надо его как-то усиливать. С верхним задним креплением тоже не всё сразу стало ясно. К раме варить ничего нельзя, а доступных массивных крепежей нет. Хомут тоже никуда не поставить. Долго-долго думал и придумал. Потихоньку конструкция стала принимать свои контуры у меня в голове. Пришло время притворить эту конструкцию вживую.

В качестве донора выпросил старую ржавую днепровскую раму. Спасибо местным гаражным ураловодам. От неё отрезал правую часть рамы. Из этого куска будет делаться съёмная конструкция для крепления коляски. Как раз пригодятся имеющиеся на ней шары и ушки крепления тяг коляски. 


 

От ижевского колеса коляски я сразу отказался. И не крепкое оно, да и профиль резины не тот. Ну зачем на коляске круглая резина? Изготовил ступицу для установки ВАЗовского колеса. Их выбор большой и R13, и R14, и резины всякой на них море. Автомобильная покрышка будет меньше снашиваться, с таким колесом меньше ощущаются мелкие продольные трещины и неровности дорожного покрытия. Ну и что не самое бесполезное, это то, что такие колёса ровные и не бьют. 







 

Для крепления будущей конструкции к раме мотоцикла я использовал передний крепёж двигателя. Изготовил хомут для крепления внизу рамы под коробкой. Сделал стремянной хомут для дополнительной точки крепления на раму за радиатором. Осталось решить вопрос с усилением конструкции в месте крепления заднего шара. 






 

В связи с тем, что на ижевской коляске оба нижних цанговых зажима являются регулируемыми, появляется возможность большого диапазона положения заднего шара. Передний шар я оставил на его родном месте, а задний в итоге сместил чуть вперёд.

На данном мотоцикле установлена центральная подножка. Стоит она на весьма массивных креплениях. На них я и положил глаз, как на точку опоры для усиления конструкции в задней части. Клиент дал добро на демонтаж подножки, ибо ему она без надобности. Процесс инсталляции несколько усложнялся тем, что сзади из-под рамы выходит патрубок глушителя и реактивная тяга заднего тормоза. Конструкцию желательно изготовить так, чтобы при её монтаже и демонтаже не надо было снимать какие-либо части мотоцикла, или делать это минимально. 

Провалявшись некоторое время под мотоциклом, конструкция была-таки мною рождена и получилась весьма жёсткой. Для удобства демонтажа и монтажа, часть крепления к кронштейнам центральной подножки изготовлена из двух составляющих. При отвинчивании правого болта, вынимается втулка, при этом, после разборки всех остальных крепежей, получившаяся конструкция может быть смещена от мотоцикла вправо так, чтобы не поцарапать раму и не повредить радиатор и что-либо ещё.











 

На получившийся кронштейн было приварено ухо верхнего переднего крепления тяги коляски. По сути, это место единственно возможное в данной конструкции. Ухо это можно приварить и сильно ниже, чем это сделал я, но тогда жёсткость конструкции теряется. 



 

Пришло время придумывать крепление заднего верхнего уха. Пришлось изготовить некую конструкцию с несколькими точками крепления. Для пущего усиления эта конструкция завязана посредством болтового соединения с основной конструкцией. Это позволило сделать общую конструкцию более удобной при сборке и разборке. При таком исполнении не требуется снятие глушителя при монтаже. 








В связи с отсутствием на раме коляски крепления задней тяги, попутно приварил и его. 







Амортизатор коляски не вызывал у меня доверия, поэтому я его удалил. В место него установил амортизатор от Урала, несколько переделав нижнее крепление. В место ушей, приварил кольцо с сайлетблоком от импортного амортизатора. Верхний крепёж амортизатора на коляске я изготовил свой, так чтобы верхушка уральского амортизатора туда встала без переделок. 


 

Немного доработал крыло коляски. Оно достаточно широкое, чтобы закрыть ВАЗовское колесо. Но тогда необходимо сместить его наружу от коляски. А крыло на этой коляске ещё и амортизатор закрывает. При смещении внутренняя часть крыла упиралась в амортизатор. Это место я несколько и расширил. В итоге всё получилось. 








 Приладил замок багажного отделения, взамен сломанного. 



Когда конструкция была готова, я зачистил и облагородил места сварки, отдал все детали в пескоструйку и порошковую покраску. 





 Собрал получившийся конструктор в рабочую конструкцию. 





















После конечной сборки и доводки прокатился на мотоцикле, сперва один, а потом с пассажиром в коляске. Испытания прошли успешно.

Тормоз на колесо коляски пока не делал. При необходимости и эту проблему можно решить. Было бы желание у клиента. Так же можно изготовить дополнительные подножки для водителя. При езде на этом мотоцикле, особенно с коляской, ноги так и просятся немного вперёд. Подножки можно исполнить как просто опору для ног, так и с выносом на них органов торможения и переключения передач.