Комариный рай.

День первый. 24 июля 2017 г.

Он, как и всегда, не отличался от иных подобных первых дней. Встретились, заправились, поехали, встретились с остальными, встали лагерем.
Погода в целом была тёплая и сухая. Дождик был один раз, да такой быстрый, что даже не успели намокнуть. Под Липиным Бором встретились с остальной частью компании, там же и встали на ночь у какой-то речки. Кругом сыро, высокая трава и обилие комаров в ней. Женя “Болт” пошёл ловить рыбу, и таки поймал её. То есть улов фигурально можно было назвать рыбой, но добычей вряд ли. Я же с Владом “Пернатым” озаботились устройством костра, для чего похитили у местных немного досок в качестве дров. Тем паче, что местная растительность была представлена ивой да ольхой, среди которой сухих деревьев не оказалось. В речке постоянно кто-то плещется в воде, то ли ондатры, то ли выдры. В небе полно чаек.


Пернатый затеял менять резину на заднем колесе. Новую резину одели на обод, но при накачке нормально садиться она не хочет. Борт один не до конца вылез. А нефига покупать резину 140 шириной. Отложили эту затею на утро.




День второй.

Утро было туманное, но тёплое. Скоренько развёл костёр. Народ начал вылезать из палаток. Обнаружилось, что чайки спёрли весь Болтов улов. Ну, хоть кому-то от той рыбы польза.


Позавтракав, приступили к замене покрышек. Покрышки привезли с собой. Ирина и Антон, насытившись, наблюдали за нашими потугами.
У меня с процессом этим проблем не возникло. Поменял покрышки, установил тяговую звезду, для этого нарастил цепь на четыре звена. У Пернатого это вызвало некоторые затруднения. Выяснилось, что он пробил камеру. Пришлось ещё раз снимать один борт и менять камеру. Камеру ему выдал Болт из своих запасов, но уже клееную. Но покрышку так и не удалось посадить на обод равномерно. Один борт так и не встал полностью на место. Влад решил ехать так.
При замене покрышек у Болта, выяснилось, что пришли в негодность подшипники в заднем колесе. А ведь мы их меняли около тысячи км назад. Но, то были китайские подшипники, купленные на строительном рынке по необходимости. Хорошо, что я купил по просьбе Влада комплект хороших подшипников на оба колеса для жениного мотоцикла. Пришлось показывать мастер класс по замене покрышек без помощи бортировочных лопаток. Применял только руки и ботинки. За то обод не поцарапал. С горем пополам закончили этот процесс и тронулись в дорогу.
В Липином Бору Пернатый заскочил в шиномонтаж и заклеил там пробитую камеру. Снятую резину выбросили на лукойловской заправке в помойку. Не хорошо бросать столько резины на берегу. Вообще-то у меня была мысль припрятать резину в лесу для потомков, она ещё вполне приличная, и хватило бы её на долго. Но моя идея не была воспринята на ура. Пришлось со слезами на глазах подчиниться мнению большинства.
Около 65 км ехали по асфальту, а потом свернули на Солзу, в сторону Каргополя. Пришлось немного проехать по участку дороги, сильно разбитому лесовозами. Там я разок поскользнулся на глине и упал. Обошлось без жертв. Потом пошёл очень хороший грейдер, в иных местах ехали под 90 км/ч. Я быстрее ехать не мог из-за тяговой звезды.





С погодой повезло. Светит солнце. Иногда, даже ощутимо припекает. Дождей нет. Над дорогой летает полно стрекоз и бабочек. От впереди едущих, поднимается пыль. На въезде в Каргополь выяснилось, что у Пернатого спустило переднее колесо. Пришлось искать шиномонтаж.
Сервис оказался рядом, но шиномонтажника там не было. Пришлось всё делать самим. Покрышку я снял быстро, достал камеру. На ней отклеилась старая заплатка. Быстро поставили запасную, ту, что Влад клеил в Липином Бору, установили колесо на место, накачали…. А оно возьми, да спустись. Вот же досада! В клеёной камере оказалась незаклеенная дырка. Время позднее, остальная часть команды уже поехала на предполагаемое место ночёвки. Заклеить камеру не удалось, возможно, из-за того, что руки растут у нас из талии. Пришлось раскрыть козыри. Я достал новую камеру из своих запасов. Быстро установил её, и поехали искать остальных. Координаты места нам выслали.
Мы с Владом долго плутали по каким-то полям вдоль реки, но так никого и не нашли. Когда вдруг появилась связь, дозвонились до Болта. Оказалось, что мы совсем рядом. Встали на высоком берегу над рекой в лесных зарослях. Комаров видимо, не видимо. Пришлось намазаться репеллентами. А ведь нам говорили, что есть какие-то озёра с песочком. Народ проигнорировал их предложение, опасаясь присутствия местных. А зря. Место, где мы встали, честно говоря, не очень. Ну да ладно. Развели костёр, приготовили еду, поужинали. После приёма пищи и чая, мой психоз несколько поутих.
Уже совсем стемнело. Погода тёплая, ветра почти нет, пора идти в палатку спать.

День третий.

Часов в пять утра пошёл дождь, и достаточно сильный. Вскоре я почувствовал неладное. Подо мной образовалась лужа, и спальник промок. Видать полиэтилен, подложенный под палатку, торчал из-под неё, и на нём скапливалась вода, стекая с полога. К счастью дождь скоро перестал. Я вылез из палатки, тем более что в мокром спальнике уже не комфортно. Из сырых дров развёл с трудом костёр и согрелся.
Антон затеял менять масло в мотоцикле. В это время Болт приготовил геркулесовую кашу к завтраку. Погода потихоньку стала налаживаться.



Поехали обратно в Каргополь на заправку. Залив бензин в канистру, увидел, что она прохудилась. Срочно разлил из неё бензин по бакам товарищей. Пока заправлялись остальные, добыл себе другую канистру, но пока заливать в неё бензин не стал. После заправки доехали до шиномонтажа и там заклеили все дырявые камеры для запаса. Пытались посадить резину на обод на мотоцикле у Влада, не вышло. Даже то, что мы мазали её мылом, не помогло. Она, конечно, села лучше, чем раньше, но всё же не до конца.
Поехали в сторону Кенозера. Дорога – большей частью неплохой грейдер. В какой-то деревне пообщались с настоятелем монастыря. Дальше ехали по полузаброшенной дороге вдоль реки. Очень неплохо получилось. Снова вышли на хороший грейдер.






Через какое-то время доехали до спецучастка. Началась лесовозная дорога, разбитая в хлам. Обилие грязи, глубокие колеи, лужи, бревенчатые и дощатые гати. Всё, как мне нравится. Кое-где встречается старая гать, давно ушедшая в глину, а где-то лежат совсем свежие брёвна. Местами гать была из горбыля. И на любой гати было много ям и бугров. Брёвна и горбыль лежали совсем не ровно. Пришлось немного попрыгать. Тут главное не останавливаться, а то потом тронуться тяжело. На этом участке я не падал, а вот Болт и Пернатый нападались и испачкались. Тяжелее всех было Ирине, у неё самый маленький мотоцикл, и он всё время садился на брюхо. Этот участок я прошёл быстрее всех, и некоторое время ждал остальных на окраине деревни. Это недалеко от Самково.
















Закупившись в Самково провизией, въехали в Кенозёрский заповедник. Дело к ночи, надо искать место для лагеря. Но в заповеднике просто так встать нельзя. Можно разбивать лагерь только в специальных местах за бабло. Недолго посовещавшись, решили выехать из парка и искать место за границами его территории. Как только покинули границы заповедника, сразу встали на берегу озера Терехово. Место отличное: полно дров, сухо, хороший подход к воде, красотища. Искупались в озере. Вода не сказать что бы тёплая, но и не холодная. Развели костёр. Я сварил рис с фасолью и мясом цыплёнка. Ира на себя и Антона сварила чечевичный суп. Наелись, напились чаю, закусили чай.



Комаров здесь полно. Поначалу, когда приехали на место, их здесь не было. Но потом разведчики доложили о свежем мясе, и всё комариное семейство прибыло на поляну. Жрали так, что спасу нет. Немного помогал дым от костра и препротивный репеллент, купленный в Самково. Но вскоре я уже не мог выдерживать комариный прессинг и скрылся от них в палатке. Их здесь нет, но слышно их хорошо, аж выходить страшно.

День четвёртый.

Ночью пошёл сильный дождь и идёт до утра. Просыпались и собирались под дождём. На момент сборов дождь немного поутих. Кое-как на сырых дровах развели костёр. На горелках подогрели вчерашний рис и сварили чай. Пока кушали, дрова в костре просохли и разгорелись. Стало теплее.



Антон и Ира сегодня очень неспеша собираются. Зачем-то моют мотоциклы, сушат шмотки, неспешно готовят еду, собираются шить порванные сумки. Прекратившийся было дождь, разразился опять мерзкой частой моросью. Темпы наших сборов меня удручают.
Решили ехать втроём в сторону Плесецка, а Иру и Антона оставили на озере заниматься своими делами. Они явно никуда не спешат.
После ночного дождя грейдер заметно подраскис. Мотоцикл по нему мотает из стороны в сторону. Скоро съехали на лесовозную дорогу. По ней давно не ездят лесовозы, но, тем не менее, она сильно разбита. Попадается много луж и промоин. И дождь от нас никак не отстанет. Он, то перестаёт, то начинается вновь.
Женя едет первым. Как-то он поднял с дороги выводок то ли глухарей, то ли ещё кого. Цыплята уже летали, но ещё плохо. Одного он и подбил на ходу рукой. Остановились, подобрали добычу. Будет нам вечером супчик.



На лесовозке появились плиты. Они изрядно разбиты и некоторые покрыты водой и песком. Но ехать можно легко, главное не попасть в дыру между плит или на торчащую арматуру. Я там неплохо разложился, задев упавшее на дорогу дерево. По дороге видели несколько тюрем и старую железную дорогу, ведущую к ним.





К вечеру вышли на трассу около Североонежска. В нём заправились и поехали в Плесецк. Там Женя купил кабели для зарядки телефона. Так же купили картошки и моркови для супа из дичи, перекусили пирожками и поехали искать место для лагеря.
Место такое нашли у реки Емца. Место неплохое, ровно. Есть подобие столика с навесом, вода чистая. Лес смешанный, но дров сухих маловато. Всё промокло от дождей. Костёр я всё же развёл и принялся готовить суп. Женя содрал шкуру с курицы и выпотрошил её. Пока я готовил ужин, Пернатый и Болт кушали самогон и общались.
Тем временем в лагерь пришла лиса, наверное, на запах потрохов от птицы. Вела она себя как-то странно. Подходила очень близко, как ручная. Когда пытались её прогнать, не убегала. Пернатый поднял страшный переполох, заявив, что лиса бешенная. Принялись кидать в неё палки. Влад даже пытался огреть её длиной жердью, но промахнулся. Лиса куда-то ретировалась, но вскоре появилась с другой стороны лагеря около палатки. Насилу её прогнали.



Потом за ужином завязалась дискуссия на предмет того, бешенная ли была лиса или наглая. А палатка-то моя стоит далеко от лагеря и костра, ближе к лесу. Вдруг меня лиса ночью покусает. Я пытался напроситься к Болту и Пернатому в палатку третьим, но они сказали мне, что очень ценят и переживают за меня, но спать я буду один. Ну и если что, то похоронят меня с почестями. Настоящие друзья, с другими бы я и не поехал. С этой светлой мыслью и супом в желудке я пошёл спать.

День пятый.

Спалось хорошо. Перевариваемый в желудке суп из тетерева, грел меня до утра. Дождя не было. Бешеная лиса меня не покусала. Наутро приготовили геркулесовой кашки на сгущенном молоке. Я добавил в неё всяких сухофруктов и мёда. Про эту кашу Пернатый сказал “Буйство калорий”.
По асфальту доехали до парома через Двину.







Потом по понтонной переправе переехали через Пинегу. Начался песчаный грейдер. После дождей он сырой и с лужами. Был большой участок глубокого песка. Поскольку днём была сухая погода, песок просох, и ехать по нему стало сложнее. На нём я не справился с управлением и сильно приложился. При падении пребольно стукнулся головой. На какое-то мгновение аж в глазах потемнело. На голове в месте удара образовалась шишка. На тот момент Болт ехал первым, я за ним, а позади Пернатый. Я и не видел, что между мной и Пернатым вклинилась машина, которая пыталась меня объехать. А сделать это было почти невозможно. Меня таскало по всей ширине дороги. Так что моему падению был свидетелем и водитель машины с пассажирами. Он тоже остановился и выскочил из машины меня спасать. Но всё обошлось. Я немного посидел, отдохнул, вспомнил, что я Скунс, вполне уверенно досчитал до пяти, перезапустил процессор, и мы поехали дальше. А дорога наша вела в Карпогоры.
Часам к семи вечера приехали на место, в гости к Валере. Это друг Влада и Евгения. Очень гостеприимный человек. Мы расположились во дворе его хозяйства. Пока распаковывались, он смотался на машине то ли с Женей, то ли с Владом до магазина. Привезли всякой снеди. На момент нашего прибытия баня была уже изрядно протоплена и ожидала нас в своё жаркое лоно. Чем мы вскоре и воспользовались. Потом приступили к приготовлению ужина. Сам хозяин уехал на какое-то время за своею супругой, оставив нас под присмотром собаки и кошки.



Дом меня впечатлил, всё такое массивное, крепкое. В доме живут помимо хозяев вышеупомянутые огромная кошка Алиса и такс Барон. Кошке уже 17 лет. Но она вполне бодра и весела. Пёс тоже прикольный малый. Когда что-то выпрашивает, садиться на задние лапы и упирается в пол хвостом, и так может сидеть очень долго.
Поужинав, почти до двух часов ночи сидели на кухне и общались. Я устроил себе на ночь праздник желудка и наелся впрок.





Изгнав из кресла-кровати таксу, улёгся спать на нагретое место. В голове немного шумело и ныло. Видно последствия падения.

День шестой.


Спалось не очень. Болела голова, да и явно на ночь съел лишнего. Утром после завтрака, уточнили дорогу и стали собираться. Сделали на память несколько фотографий и в дорогу.



По той же песчаной дороге вернулись обратно почти на 200 км и пошли в сторону Пинеги. В основном это твёрдый грейдер, где пыльный очень, где потвёрже, где помягче. Проехали по грейдеру этому около 400 км. С погодой в этот день повезло. Всё время светило солнце и было жарко. По дороге остановились перекусить на высоком берегу реки у деревушки. Спустились к воде и сели у лодок на берегу отдохнуть. Место оказалось очень красивым.






Потом опять пыльный грейдер и редкие падения.





На ночь встали у реки. Место красивое, сухо, да вот только мошки изрядно. Залились по глаза противонасекомовыми средствами, но всё равно жрут. К вечеру сильно похолодало, но сухо и ясно. Здесь ещё полностью не темнеет, так как мы достаточно далеко на севере.








День седьмой.

Наутро погода была хорошая, но прогноз беспощадно утверждал, что к вечеру будет гроза, дождь и шторм. Весь день ехали по пыльному грейдеру. В целом он не плохо укатан, ровный, но иногда меня сильно раскачивало на холмиках из мелких камешков и песка.
По дороге заехали в Кимжу, сделали несколько фотографий восстанавливаемого храма.















В середине дня прибыли в Мезень. Паром только около 20 часов. В посёлке ни одна из кафешек не работает. Сидели в магазине-пекарне и ели пирожки. Около этого магазина нас приняли погранцы, а паспорта у меня с собой нет, только права. Оказывается здесь погранзона. Но в каталажку меня не посадили, всё обошлось. Моё невинное, слегка детское лицо, и здесь меня выручило.
Когда приехали на берег, Болт спустился на дно морское, воспользовавшись тем, что был отлив. Прошёлся немного, да увяз в жидком иле. Насилу ноги вытащил, чуть не остался без мотобота. Пока ждали паром на берегу, начались прогнозируемые гроза, ливень и сильный ветер. Сидели под тентом и смотрели, как надвигается прилив. Наконец-то переправились.












И ждал нас АД! Дорога вся раскисла. Мотоцикл таскает, как по маслу. Поначалу ничего было, влажный песок. А потом началась густая, липкая, скользкая глина. Вот на ней мы совсем вымотались. По такой каше на бугор заехать тяжело, да и съехать проблема. Тормози не тормози, а всё равно мотоцикл вниз соскальзывает.
Доехали под дождём до поворота на Сояну. Там по совету встреченных ранее рыбаков, нашли пару избушек у озера и встали лагерем. Пернатый и Болт поставили палатку, побрезговав ночевать в избушке. Подумаешь, какие принцессы. А я с комфортом расположился. Затопил печку, приготовил поесть, повесил на стенку фонарик. Стало уютно. Крепёж с Летуном подтянулись в тепло, напустив тучу комаров. Поужинали, поговорили о том, о сём, развесили сушиться мокрую одежду. Господа пошли почивать в палатку, ну а чернь осталась в избе на нарах. Домик протопился жарко, и спать в спальнике было не уютно. Жарко уж очень. А раскрывшись, я страдал от комарья, проникавшего через неплотно закрытую дверь. Где-то в углу скреблись мыши.
В 23 часа на улице было что-то вроде сумерек, а к 1.30 уже стало светать. Можно читать без фонаря.

День восьмой.

Утро было куда лучше вчерашнего вечера. Небо чистое, светит солнце, жарко. На улице лютуют тучи слепней. Комаров тоже много. Вид нашей стоянки при свете дня показался мне прекрасным, относительно вчерашнего дождливого и грязного прибытия на место. Развесили на солнышке сушиться вещи и неспешно собираемся.








Доехали до Долгощелья. Это очень большой и красивый посёлок. Есть аэропорт с аэротакси. Много магазинов. Местные гоняют на ИЖах и всяких китайских мотоциклах. Народ в посёлке общительный, если что спрашиваешь, то подробно всё рассказывают. Покатались по посёлку, накупили пирожков и рыбы. Съездили к аэропорту посмотреть взлёт самолёта АН-2. Потом поехали на берег реки на пикник.
















Перекусив на берегу, поехали обратно в Каменку на паром. По дороге встретили мужчину и женщину на квадроцикле. Алексей и его жена Ирина. Болт как раз навернулся на глине перед ними, и Алексей помог ему поднять мотоцикл. Потом в Каменке они нас нагнали и пригласили к себе в дом передохнуть. У Алексея перед домом Евгений и Влад помыли свои мотоциклы. Я же не стал заниматься фигнёй и снял бак для проверки датчика перегрева, индикатор которого всё время загорался. Ничего не найдя криминального, и сделав звонок другу, собрал всё обратно. Пришёл к тому, что барахлит сам датчик и на том угомонился. Потом пошли в дом кушать чай с бутербродами и конфектами. Я ещё и торт сточил, на который пернатый опрокинул кружку с чаем (от чувств-с, видимо) уж очень я падок на сладкое. Ирина, жена Алексея, учитель, преподаёт в школе русский язык, литературу и английский язык. Очень приятно пообщались за чаем о том, о сём. Часов в семь вечера поехали к переправе на паром.

















Пока плыли на пароме, с моря потянуло тучи в сторону Мезени, но дождя таки нет. А вот ветер стал холодным. Оделись заранее потеплее, чтоб потом не останавливаться.
На ночь встали на месте впадения реки Пёзы в Мезень. Место на высоком берегу несколько напоминает калмыкскую степь. К вечеру ещё похолодало, и холодный ветер стал дуть сильнее. Развели костёр для обогрева, а еду готовили на горелке. От сильного ветра огонь стелется по земле, готовить на нём неудобно.




День девятый.

Позавтракав, поехали в Лешуконское. Дорога всё по тому же грейдеру. Днём заметно холоднее, чем вчера. Пришлось утепляться. По дороге заехали в деревеньки Заозёрье и Заручей. Обе деревни вымирающие, а точнее агонизирующие. Дома в них крепкие, есть электричество, связь. Но народ из них уезжает. Местные рассказывают, что приезжают в деревню жить только на тёплое время, как на дачи. Выращивают всякие овощи, следят за садами. А зимой живут в Лешуконском. Постоянно в таких деревнях живут одна – две семьи. Места здесь полно, раздолье, но всё это вымирание наводит тоску-печаль. Дома здесь высокие, чёрные от дождей и ветров. На коньках крыш некоторых домов сохранились ещё фигуры коней. Они напоминают фигуры русалок и богов на носу деревянных кораблей. Осмотрели местную деревянную церковь. Она сохранилась со старых времён, не новострой. В ней и клуб был, и ещё что-то. Сейчас её неспешно восстанавливают. Зашли на местный погост. Могилы есть 1800-ых годов, конца века, есть и свежие.













В Лешуконском заправились, купили провиант, и поехали в сторону Вожгоры. Вначале дорога шла по кромке воды реки Мезени, потом поднялась на берег. После дождей здесь ехать не очень, вода высокая. Пришлось немного попадать в грязи. Потом начался глубокий песок. Там тоже падали.




К вечеру стали подыскивать место для ночлега у воды. Нашли таковое у реки Она. Начинался мелкий, но непрекращающийся занудный дождь. Комаров полчища. Примяли высокую траву, поставили палатки. Болт изловил в реке окунька, и Пернатый наконец-то откушал свежей рыбки. Костёр хоть и горит, но нормально погреться у огня не получается из-за дождя. Да и комары житья не дают. Пришлось разбредаться по палаткам.




День десятый.

Спал в тепле и сухости, но на утро приходится одевать всё сырое. Сушить обувь вообще бесполезно. Всё равно промокает почти сразу же.
Выехали пораньше, так как надо успеть на паромную переправу в Усть-Кыму к двенадцати часам дня. Дорога большей частью по рыхлому песку. По дороге мы продолжали падать, но не слишком часто. Несколько раз останавливались передохнуть на пару минут.
Несмотря на то, что утром было прохладно, вскоре пришлось снять с себя лишнюю одежду. От борьбы с песчаными колеями стало жарко. А тут и погода хорошая образовалась. Вышло солнце и стало припекать. По пути заехали в Полощелье и сделали там несколько фотографий. Скоро добрались до переправы.
Паром в Усть-Кыму оказывается в час дня. Купили в магазине пряников и воды. Доехали до берега и сели у лодок, ожидать паром и есть пряники. Рядом паслись лошади, но позировали для фотографий неохотно. Пока сидели у переправы, у местных узнали особенности дальнейшей дороги. Нам предстоит преодолеть несколько бродов и немного нашего любимого песка.












После переправы дорога мне очень понравилась. Поначалу проехались немного по мягкому рассыпчатому песочку. Пришлось немного помучаться. Потом песок стал плотным, и ехать по нему было прикольно. Особенно хорошо ехалось, если не пересекать следы от колёс, едущих впереди.
Первый брод промеряли и взяли быстро. Вскоре и второй брод был взят. Между бродами дорога очень живописная. Кругом сосновый лес, а под соснами лишайники. От лишайников вся почва кажется серовато-зеленовато-голубоватой.
Начался грейдер мощёный брёвнами, лежащими вдоль. Брёвна образуют две колеи по ширине колёс грузовика. Каждые несколько метров эти колеи соединены поперечными брёвнами. Ехать по такой дороге не очень-то комфортно. То и дело колесо попадает между разошедшимися брёвнами. Местами эта лежнёвка совсем ушла в песок или болото. В эти места заезжают разве что охотники. У одного из бродов я зашёл в лес и сразу же набрал подосиновиков. Взяли их с собой на ужин.






В Зубово подкупили еды, взяли у местных картошки, и поехали искать место для лагеря. Вскоре таковое было обнаружено. Наконец-то мы встали в почти чистом сосняке с подстилкой из ягеля. Красотища! Развернули палатки. Женя отправился на рыбалку, а я принялся готовить ужин. Супчик с грибами получился нажористый. Вскоре и Болт вернулся с рыбой. Улов не велик, но приятен. Пожарили на прутиках пару щучек и окуня. Испили чаю с пряниками, а некоторые и чего покрепче. После сытного ужина нас разморило, и не в силах противиться, мы отправились в опочивальни.







День одиннадцатый.

Под утро начался дождик и часам к десяти постепенно усилился. Утренние сборы проходили под дождём. К двенадцати часам были в Пысе. Что утром, около семи – восьми часов есть паром, мы не знали. Следующий паром будет вечером, в семь часов. Знали бы об этом заранее, приехали к парому ещё вчера вечером. А так целый день потерян. Да что поделаешь…
Делать нечего, надо как-то время коротать. А дождь всё не унимается, и, как назло, зарядил ещё сильнее. Некоторое время проторчали на крыльце у местного магазина. Там выведали, у кого можно прикупить немного бензина. Местный мужик, Иван, продал нам необходимое количество. Что бы не мешать людям у магазина, мы переместились под навес к местному клубу. Там и пережидали дождь. Иван привёз нам термос с горячим чаем. Под пряники и чай мы слушали его рассказы о местном укладе, о том, как было раньше, как вымирают местные сёла и деревни, и о многом прочем. Времени у нас было предостаточно, так что поговорили и об охоте, и рыбалке, о лесе, обо всём. В посёлке живёт постоянно не много семей. Зимой мало кто остаётся, а на лето приезжают побольше.





Из-за потерянного времени встал вопрос о посещении Верхнемезенска. Это заброшенный в тайге город. У Пернатого время несколько ограниченно, надо вовремя выйти на работу. Мне проще, у меня всегда пара недель в запасе имеется.
У парома всё же решили в заброшенный город заскочить. Здесь переправить мотоцикл стоит двести рублей. После переправы дорога сплошной песок. Пернатый даже разок прилёг. Но скоро началась очень живописная дорога по лесу. Там тоже песок, но плотный и почти не езженный. Едется по нему очень приятно. Мотоцикл слегка раскачивает, но он не зарывается. В очередной раз пришлось ехать по старой лежнёвке, где брёвна лежат вдоль дороги. Вот на таких местах надо быть очень аккуратным и внимательным. Преодолели пару мостов в не очень хорошем состоянии, да пару глубоких луж.
Место для лагеря нашли почти около дороги. Всё равно тут никто не ездит. Есть небольшой ручей с чистой водой. Пока бродил по окрестному лесу в поисках хвороста, спугнул зайца. Он выскочил прямо из-под ног. Я погнал его на дорогу, а там его пытался отловить Пернатый. Да не тут-то было. Ушёл косой в леса. А жаль… Грибов там много, и некоторое количество подосиновиков мы нашли почти на дороге. Ужин получился на славу: рис с жареными грибами с луком, чай с чабрецом. А вот готовить всё это пришлось под дождиком. Когда же приступили к трапезе, дождь прекратился.




Уже сидя в палатке за мемуарами, слышал, как дождь начинался и затихал. Потом стал дуть ветер и нагонять сон.

День двенадцатый.

Наутро дождь прекратился. Снаружи тепло и сыро. Пока собирали лагерь, обнаружил ещё несколько подосиновиков, пропущенных вчера в сумерках.
Опять пришлось ехать по лежнёвке с брёвнами вдоль дороги. На этот раз достаточно много. Брёвна от времени разошлись и разбиты машинами. Кое-где торчат, как попало. Ехать надо аккуратно. Несколько раз поскальзывался на них, но не упал. Пернатый падал раз или два. Дорога эта кое-где сильно заросла кустами ивы, осиной и прочей фигнёй. Встречаются достаточно глубокие лужи с развороченными брёвнами. Но серьёзных препятствий там нет.
Потом брёвна кончились и начались плиты. По ним ехать проще. Лента плит уходит за горизонт с холма на холм. Она чем-то напоминает змею, которая, то погружается под землю, то снова выныривает, то ныряет в воду. Годы запустения берут своё, и тайга возвращает своё пространство, заращивая раны.
Две узких ленты плит перешли в широченную дорогу из больших плит, идущую в никуда из ниоткуда. По ней мы добрались до Верхнемезенска. Город этот заброшен и находится в запустении. Когда-то его строили болгары. Посреди леса стоят каменные дома в три – четыре этажа. На улицах уже растёт лес. Среди города на бывших газонах я нашёл лужайку одичавшей клубники. Зрелых ягод было много, и мы не упустили возможность ими полакомиться. Поездили по городу. Всё было сделано добротно, но, увы, уже никому не нужно. Металл весь сдан на чермет, всё поломано и разворовано. Сделали несколько фотографий и поехали в Усогорск.











Ехали по тем же широким плитам. Потом появился асфальт. В Усогорске есть заправка, там заправились, и я сменил заднюю звезду с тяговой на скоростную. Пока я ковырялся, ребята съездили за перекусом. Когда они вернулись, я почти всё закончил. Перекусил, и поехали дальше. Начался грейдер, где с плитами, а где просто грунт.


В Вожском наткнулись на заброшенную зону строгого режима для особоопасных рецидивистов. Устроили себе экскурсию. Походили по территории. Я забрался на вышку, где когда-то маячили преподлючие чекисты. Всё рушится, но посреди зоны стоит деревянная церковь. Она выглядит ухоженной. Видно, что кто-то там регулярно бывает. Осмотрели штрафной изолятор, КПП, бараки. Я на память подобрал себе ложку. Надо было и миску с эмалированной кружкой взять. Их там полно валялось.












Поехали в сторону Айкино. Грейдер стал совсем разбитым, глинистым и скользким из-за недавно прошедшего сильного дождя. Скорость движения по нему снизилась. В Айкино въезжали уже по асфальту, но в сильный дождь. В городке купили провиант на вечер и утро. Встали на ночь недалеко от города на берегу Вычегды. Место красивое, да только сыро очень.
Развели костёр, наскоро приготовили ужин. После еды немного посидели у костра и по палаткам. Завтра Болт и Пернатый планируют добраться до дома.

День тринадцатый.

Наутро скоренько перекусили. Выезжать с берега на дорогу пришлось по крутому и скользкому подъёму. Помчались в сторону Коряжмы.
Асфальтовый участок скоро кончился, и начался грейдер длинной около 170 км.
Пока было посуше, он был ровный и без луж. Мчались по нему 80-90 км/ч. Потом он резко стал грязным и жидким. Множество колей, ям, луж и песка. Как назло, перед нами проехал бульдозер, ровняя его. Только хуже стало. Я на этой дороге не в первый раз, но в таком примерзком состоянии вижу его впервые.
Незадолго до понтонной переправы через Вычегду в Коряжму ребята от меня сильно отстали. Более получаса я их ожидал перед переправой. Появились. Пернатый заявил, что у него совсем кончился аккумулятор, а у Болта лопнула рама под сидением. Поехали в город искать сварщика. Зарядка за это время как-то сама образовалась, и Пернатый что-либо делать отказался. Мотоцикл же Евгения пришлось частично разобрать. Быстро всё заварили, собрали обратно и тронулись в путь. Конечно же, пришлось забыть о возможности сегодня вернуться в Москву.


Незадолго до Нюксеницы оба попутчика обнаружили признаки обсыхания. Слили с меня малость бензина и добрались до заправки. Как только тронулись, выяснилось, что у Пернатого отвинтился визор и подбородник от шлема, а у Болта приказали долго жить подшипники переднего колеса. Оно сильно люфтит и пытается отвалиться. Неспеша добрались до места ночёвки. Перекусили, чем бог пошлёт. Ремонт отложили до утра.




За прошедшие две недели я почти не испачкался. Но даже я уже стал подумывать о кусочке хозяйственного мыла и тёплой водичке. А то с неба она холодная, а в болоте несколько не свежая. Да и погода не очень располагает к купанию в реках. Старею что ли?...

День четырнадцатый.

Ночь была тёплая, и я благополучно проспал до утра. Лагерь наш расположился на берегу достаточно большой реки, название которой я не запомнил. Позавтракали. Вышло солнышко. Ну а мы принялись потрошить колесо от болтовского мотоцикла. Подшипники заменили без особых проблем. Старые размололо в муку. Шарики представляли из себя полусферы. Как оно крутилось - не ясно.





Тронулись в путь. До дома осталось около семисот километров. Но оказалось, что наши проблемы ещё не кончились. У Пернатого всё-таки окончательно подох аккумулятор. На тот момент я уехал от них достаточно далеко вперёд. В итоге я так и доехал до Москвы в одиночестве.
В конце объездной после Сергиева Посада въехал в плотную пробку и так ехал почти до МКАДа. Но, тем не менее, около семи часов вечера был в гараже.

Маршрут поездки можно посмотреть на этой карте.
Для увеличения нажми на эту ссылку (откроется в отдельном окне).
 Карта в крупном размере