Поющие пески Онеги 2011

57Это маленькое повествование об одном небольшом, но очень важном для меня мероприятии я посвящаю моему другу Константину Привалову “Freetwo”.

Поющие пески на Онежском озере прошли 16 – 18 сентября 2011 года. В это время года там достаточно прохладно, ветрено и дождливо. От Москвы до места проведения слёта около 850 км. И последние несколько из них проходят по грунтовке и гати через болото. Зная это из отчётов о прошлых Песках, я до последнего момента был уверен, что мне туда не добраться. Уверял себя, что мне там делать нечего. Мол, холодища, дождь, топкое болото, да и, вообще, что я там забыл. Но в последний момент меня переклинило, и я решил поехать на Онегу.

Сподвиг меня на это рассказ “Один неописанный поход” Володи “Бороды” из Вологды. В том рассказе описывалась одна из его поездок на Онегу. В этой поездке участвовал мой очень хороший друг Константин Привалов. Это была его последняя поездка. После неё он отправился на Кольский полуостров, где его сбил насмерть какой-то водитель. Мир мототуристов потерял в лице Костика кусок своей души. Никто, из знающих Костю, не возразит мне. В любой компании он был душой. На Поющие Пески участники привозят с собой фальшфейеры и ночью на берегу озера их зажигают. Это как дань всем погибшим и безвременно ушедшим друзьям. Как сказал Борода: ”Никто не должен быть забыт”. И именно этот ритуал был толчком к решению поехать на Онегу. Я очень хотел помянуть Костю именно таким способом.

Поскольку мой фотоаппарат во время последней поездки приказал долго жить, а другой у друзей я взять не успел, из-за спешности отъезда, то фотографий надёргал из альбомов участников сего мероприятия. Надеюсь, никто не будет против.

Подготовка прошла быстро. Всё лежит на готове. Ещё загодя перерисовал с форума схему дороги по гати и берегу Онеги. Эту схемку нарисовал Борода от руки кому-то на слёте мототревелса в августе 2011 года, и она была выложена на соответствующем форуме. Купил пару фальшфейеров, упаковал кофры, смазал цепь, и всё готово.

Решил выезжать рано утром в четверг. Подумал, что вдруг за день доехать не получиться, а ночью ехать по гати и болоту в одиночку страшновато. Вытащить то будет некому. На случай позднего приезда к месту, заручился разрешением заночевать в деревне Остров у родственников моего товарища. Место это недалеко от Липина Бора. А на утро, когда будет светло, проехать трудный участок.

Отъехал от гаража в 3.30 утра. Было темно, ясно, и от того прохладно. Я прикинул, что недалеко от Москвы дорога мне хорошо знакома и освещена, и я смогу даже пока темно проехать большое расстояние. На дороге транспорта было не много. Без особого напряжения я доехал до Ярославля. Ехал со скоростью 110-115 км/час. По дороге замёрзли руки, и я сменил простые осенние перчатки на тёплые краги. Жаль, не было защиты рук. Я её поломал во время летней поездки. Так бы руки меньше мёрзли. ГАИ мною не интересовались абсолютно. Сергиев Посад и Переславль Залеский я проехал насквозь. Так короче, а утром там почти нет движения. Рассвет меня застал проезжающего Ростов.

Ярославль и Вологду проехал по краю, не въезжая в центр. В кои-то веки не плутал. После Вологды свернул на Кириллов. По дороге сбил несколько птиц. Аж целых четыре. Сперва под колесо попала сорока. Она вместе с воронами ела на дороге свою дохлую родственницу и не успела вовремя свалить с места трапезы. Потом дорогу перелетала стайка мелких птичек. Одна из них врезалась мне в визор точно напротив левого глаза. Как ни странно, но я сильного удара не почувствовал, хотя ехал со скоростью 50-55 миль в час. Потом такая же птичка врезалась мне в правую коленку. И ещё одна такая же угодила под колесо.

Дорога здесь красивая. Кое-где видны среди зелени леса золотые очаги берёз. Едется легко, и я почти не устал. Миновал поворот на Кириллов и поехал в сторону Вытегры. Перед Вытегрой места глухие и заправок мало. Так я пропустил одну заправку, решил, что заправляться ещё рано. Проехал после последней заправки всего км 40-50. В итоге обсох в 40 км от Вытегры. Расстроился не очень сильно. Как только поднял руку, сразу остановилась машина. К сожалению, у них был бензин только в баке. Так остановилось 4-5 машин. Вскоре нашлась та, в которой был запас бензина в канистре. Парень отдал мне весь бензин, около 5-7 литров. Денег взять отказался.

Доехал до Вытегры. В городе всего одна заправка. Добрался до неё и залил полный бак и ещё немного в пластиковую бутылку, подобранную на дороге. Слышал, что заправок до места проведения мероприятия не будет. Поскольку было совсем светло, а деревню Остров я уже давно проехал, то оставалось только добраться до конечного пункта назначения. Время было около 14.00.

Вот показался указатель на Октябрьский. Значит я приехал. Свернул налево, как указано в схеме, и поехал по грунтовке с лужами и дождиком. Надо сказать, что до этого момента мне везло, и я ехал без осадков и был сухой. От езды по лужам и от начавшегося дождика ботинки быстро промокли. Грейдер в целом не плохой. Хорошо укатан, плотный. Дно у луж твёрдое и ехать по ним можно не объезжая. Проехал нарисованный на схеме мостик через ручей. Борода изобразил всё очень точно. Вот и поворот на гать через болото.

Увидел стоящую легковушку. Из неё вышел мужчина. Я поинтересовался у него, одна ли это дорога через болото и не было ли здесь сегодня других мотоциклистов. Он сказал, что другой дороги нет. На мотоциклах тоже никто не проезжал. Также он заверил, что проехать там можно, и тем более на таком мотоцикле, как у меня. Но мне всё равно было боязно. Эндурист я начинающий и опыта езды по болотам у меня мало. Но делать нечего, и я ринулся в атаку на лужи. Ну, не домой же возвращаться?

Первая же лужа оказалась достаточно глубокой (как мне тогда показалось). Но я по ней проехал прямо посерёдке, дабы выпендриться перед мужиком. Ноги промокли ещё больше и болоньевый дождевик уже не спасал. Начались действительно глубокие лужи с торчащими из них брёвнами от полуразрушенной гати. Приходилось ставить мотоцикл между лужами и промерять их вброд. Промок ниже пояса окончательно. Штаны от дождевика пришлось снять, так как они набрали воды в штанины, как в мешки, и под её тяжестью пытались сползать с меня. Две-три очень глубокие лужи объехал по болоту. Нет, объехал – громко сказано. Я толкал мотоцикл на первой передаче, идя рядом с ним. Но, зато не утонул и не увяз. Пока шёл по болоту, обнаружил там обилие клюквы. Отказать себе в трапезе я не мог. Вообще люблю всякую кислятину. Особенно кислые ягодки. Я понимал, что если я увязну или уроню мотоцикл в глубокой луже, и он наберёт воды в движок, то меня никто не выручит ещё целые сутки. Поэтому я осторожничал и не ехал в особенно глубокие лужи напрямик. Но вот и последняя серьёзная лужа преодолена. Обошёл её сбоку. Болото кончилось, и начался сосновый бор.

По бору дорога вполне плотная и без луж. Дождик прекратился. На берегу стояли две рыбацкие хибарки на некотором удалении друг от друга. Где-то посередине между ними я и расположился. Время было около 16 часов. Так что за 11 часов я проехал около 850 км. Не плохо с учётом болота и прохладной погоды.

С Онеги дул очень сильный ветер. Палатку поставил с трудом. Чтоб её не сдуло, перед ней по ветру поставил мотоцикл. Скинул промокшую слегка куртку. Разобрал вещи. Переодел ботинки. Вещи в кофрах остались сухими. Мои алюминиевые чемоданы меня не подвели и не пропустили воду от дождя и болотных луж внутрь. Пока выбирал место для палатки, около дороги нашёл целую шеренгу белых грибов. Собрал их и положил на стол под навесом. Типа впрок. Насобирал дров. Пришлось спилить несколько засохших сосенок. Всё, что лежало на земле, было сырое. Надо отметить, что в этом лесу кроме сосны, черники и брусники, мха и грибов больше ничего не было. При таком сильном ветре костёр стелется по земле и готовит еду неудобно. Пришлось для костра соорудить защиту от ветра. Притащил себе полено в качестве стула. Из второго сделал стол. Они же служили частью ветрозащиты для костра. Воду набирал в озере. Онега сильно волновалась, пришлось заходить подальше от берега, чтоб в воде не было песка. Поскольку ноги промокли и замёрзли ещё в болоте, то вода в озере не показалась мне такой уж холодной. Приготовил еду. Горячая пища и чай подбодрили меня и настроение улучшилось. Впрочем, плохим оно и не было. Место оказалось вполне живописным и приятным. Пока готовил еду, согрелся у костра и сам. Брюки полностью просохли. Ветер не стихал и не менял направления. Было пасмурно, но дождя не было. Стало смеркаться. Ветер усилился. Я подвязал растяжки палатки к мотоциклу, на всякий случай. Пару раз меня посещала мысль: “ А туда ли я приехал?“. Но решил эту делему отложить до завтра. Ведь я приехал за день до начала мероприятия. Связи на берегу не было. Время от времени приходили смс-ки о пропущенных звонках. Но как только я пытался отправить сообщение, связь пропадала. Я бросил это бесполезное занятие.

Ночью был сильный дождь. К счастью палатка совсем не промокла. Дождь продолжался и утром и днём. Вылезти из палатки всё равно пришлось. Спать уже не хотелось, а валяться без дела я не могу. Разводить костёр не хотелось. Дрова все промокли, да и дождик не переставал. Пошёл бродить по берегу. Нашёл особо обильные черничник и брусничник. Наелся ягод. Попутно срезал ещё пару белых. Потом пошёл в хибару, которая стояла прямо на въезде с дороги на пляж. В домике были примитивные нары, самодельная печурка, дрова. Я сперва просто там сидел, скрываясь от дождя. Потом развёл огонь в печке. Стало заметно теплее. Подумал, что зря дрова жечь и принёс в домик оставленные с вечера макароны с тушёнкой и чай. Подогрел их и приступил к трапезе. Когда ел, приехали УАЗ и Нива с вологодскими номерами, и ещё пара машин. Про них писал Борода. Они должны были служить ориентиром для приезжающих. Я поинтересовался, правильно ли я приехал. Оказалось, что не ошибся. Теперь я был полностью спокоен.

С народом приехал неугомонный охотничий пёс Эрик. Он радостно носился по лесу и громко лаял.

Надо сказать, что грибов и ягод там полно. Много каких-то грибов, похожих на моховики. Они растут большими кучами. Много мухоморов разного цвета. Много и других грибов. Они лиловые и растут рядами. Они, наверное, съедобные и пригодны для засолки. Но я с ними не знаком, поэтому брать их не стал. С приехавшими была девушка Светлана. Я ей показал большой черничник, обнаруженный ещё вчера. Пока она собирала ягоды, я нарезал круги по лесу. Каждый раз, когда я возвращался с очередного круга, приносил гриб, один больше другого. Мужики привезли с собой бензопилу. Напилили крупных дров и развели большой костёр в яме, чтоб не задувало ветром с озера. Из грибов мы со Светланой сварили три кастрюли грибного супа. Жаль, что не было большой кастрюли. Можно было бы сварить ещё больше. Тем более что народ всё прибывал. Люди приезжали весь вечер и даже ночью.

Вечером долго сидел у костра. Ветер был уже не таким сильным. А, может, я просто привык к нему. Костёр был большой и жаркий. Время от времени я поворачивался к огню спиной, когда она замерзала. Когда было за полночь, у костра почти никого не осталось. Был только я и единственная девушка, приехавшая на мотоцикле, Светлана из Новосибирска. Мирно текли разговоры “за жизнь” и горячий чай из чайника. К ночи небо очистилось, и было видно множество звёзд. Поздней ночью стало заметно прохладнее и меня стало клонить в сон. Я пошёл спать.

Наутро меня разбудил шум мотоциклов. Отъявленные эндуристы собирались на пляжу, дабы дружной толпой ломануть на покорение местных просторов в сторону Шальского. За ними двинулась кучка квадроциклистов. Когда я выбрался из палатки, то увидел отъезжающих Светлану и, уже старого знакомого, Васю “Щупальце”. С Васей познакомился этим летом под посёлком Якша в Коми. Утро, в плане погоды, было многообещающее. Светило солнце. Ветер совсем стих и Онега почти не волновалась. Я позавтракал, попил горячего чая, умылся. Прошёлся по разросшемуся, но несколько опустевшему лагерю. Пообщался с обнаруженными знакомыми. Походил по лесу и принёс ещё несколько белых грибов.

Как оказалось, утреннее солнышко не было залогом хорошей погоды на весь день. Пару раз начинался дождик, но ненадолго. Во второй половине дня стали возвращаться бравые гряземесы. Промокшие, но вполне счастливые и полные впечатлений. Сразу же начались разговоры о том, кто, как и где проехал маршрут, увяз – не увяз и прочее. Я даже пожалел, что не поехал с ними. Но мне надо ещё своим ходом вернуться домой. Появился Вася. На этот раз я успел с ним поговорить. Решил утром выезжать из лагеря с ним и Юрой. Я боялся, что прибывшая гвардия окончательно разворотила гать и превратила дорогу в сплошное месиво. А ехать в компании не так стрёмно.

Познакомился с Владимиром “Черепахой”. По его отчёту я ехал в этом году от Перми до Якши. Он проехал по этой дороге несколько лет назад, но только от Якши на Пермь. А в этом году проехал с сотоварищами по БАМу до Тынды и далее до Магадана. Как показала практика, мир мототуристов достаточно тесен. Володя оказался интересным собеседником и весёлым человеком. На этом мероприятии грустных и не интересных людей не было. Только творческие личности могут решиться поехать в такую погоду в болота и пески, топить мотоциклы в глубоких лужах и бродах, да ещё этому потом радоваться.

Вечером наступил кульминационный момент. Когда уже совсем стемнело, все вышли на берег Онеги и по команде Бороды зажгли фальшфейеры. Я вспомнил своих погибших и рано умерших товарищей-мотоциклистов: Костю Привалова “Freetwo”, Всеволода Филатова, Алексея Ильина “Прокурора”. По-моему этот ритуал не плохой способ почтить память наших друзей.

А на утро начались сборы. Народ потихоньку покидал лагерь. Грузили технику в машины и прицепы. Кто-то выезжал на своих мотоциклах. Я неспеша позавтракал и стал собирать свой лагерь. Начался небольшой дождь. Вася и Юра тоже собирались. Подъехали к гати. В компании дорога оказалась не такой трудной, как по пути туда. Да и разбили её не так сильно, как я опасался. На этот раз я лужи не объезжал по болоту, а ломился напролом. Весь сложный участок мы проехали, наверное, минут за 40. Пока ехали по гати, вышло солнышко и, даже стало жарко. Когда вышли на асфальт, народ стал переодеваться в сухую одежду. Хотя я весь промок, переодеваться не стал, так как начинался дождь, и смысла в переодевании не было. Попрощавшись со всеми, я двинул в сторону дома.

Заправился в Вытегре и далее ехал, останавливаясь только на заправках. После Ярославля, когда стало темнеть, я остановился на одной из заправок и переоделся в тёплую сухую одежду. Мокрыми остались только ботинки. Небо было чистое, были видны звёзды и дождя не намечалось. Переславль Залесский проехал опять через город. Сергиев Посад решил объехать по объездной дороге. Ровно в 24.00 въехал на МКАД.

Несколько крупных, но вполне плотных белых грибов удалось довезти до дома целыми и не вредимыми. На следующий день я их пожарил с картошечкой и ещё раз пережил приятные ощущения от этого слёта.

Я ни на секунду не пожалел, что съездил на Поющие Пески Онеги. Это лучше любого байкшоу и любого коммерческого мото-мероприятия. А кто не верит, пусть проверит сам.

12345678910111213141516171819202122232425262728293031323333а34353637383940414243444546474849505152535456575859606162636465666768697071727374757678