В этой статья я расскажу, как я установил головки цилиндров от Урала с объёмом 750 см3 на Урал с объёмом 650 см3. Сама по себе установка таких головок ничего не даёт. Прироста мощности не будет. То, что там чуть больше впускной клапан ничего не меняет. Дело в том, что объём камеры сгорания в головках 750 см3 больше, чем в головках 650 см3. При установке такой головки соответственно понизится степень сжатия и упадёт мощность и кроме трудозатрат ничего не получится. Таковая манипуляция будет иметь смысл, если при этом удастся поднять степень сжатия. Это можно сделать несколькими способами. Увеличив ход коленвала, увеличив диаметр поршня, увеличив вытеснитель поршня (то есть сделав более выпуклым его дно), проточить плоскость головки, тем самым уменьшив камеру сгорания. В данном случае коленвал я не трогаю, головку не подрезаю. Остаётся увеличить диаметр поршня и вытеснитель. Диаметр увеличен не существенно, всего на 1 мм. За счёт этого слегка увеличился объём двигателя (до 670 см3). А вот вытеснитель я сделал очень высоким. Он занимает большую часть камеры сгорания, за счёт чего сильно изменяется в большую сторону степень сжатия. Уже только это добавляет не менее 5-6 л.с.
С поршнями вроде бы всё понятно. На фотографии представлены три поршня. Слева направо, 1) Поршень диаметром 79,0 мм с обычным вытеснителем. 2) Поршень диаметром 79,0 мм с увеличенным вытеснителем для двигателей 650 см3. 3) Поршень диаметром 79,0 мм с увеличенным вытеснителем для двигателей 750 см3.
Теперь о технических тонкостях установки головок.
Начну с доработки цилиндров.
В качестве донора были взяты стандартные цилиндры с алюминиевой рубашкой охлаждения от 650-кубового Урала. Но это не принципиально, можно использовать и целиком чугунные цилиндры. Для начала я просверлил сквозные отверстия под шпильки. Теперь цилиндр и головка будут собираться, как и на 750-кубовых двигателях, одеваясь на одни и те же шпильки. Затем проточил верхнюю часть цилиндра, скопировав высоту выступа и его диаметр с цилиндров двигателя 750 см3. Этого можно и не делать, но тогда теряем степень сжатия. Теперь можно устанавливать штатную прокладку ГБЦ от 750-кубового двигателя. Затем расточил и отхонинговал цилиндры до соответствующего размера. Цилиндры готовы.
Теперь про доработку голов.
Для начала решил проблему не совместимости дренажных каналов. Это делается путём проточки небольшого канала, совмещающего дренажные отверстия на головке и цилиндре. В прокладке также просекается отверстие под этот же канал. Далее удалил всё лишнее из впускного и выпускного каналов. Отполировал впускной канал. Теперь он без задиров и ступенек, имеет гдадкие стенки. Головки использовались последних образцов, с масляными колпачками, импортными клапанами, коническими пружинами.
Пришлось доработать штанги толкателей. Их необходимо укоротить. Сделать это легче с алюминиевыми штангами. Спрессовал стальной наконечник с одной стороны, проточил по длине до нужного размера, затем проточил диаметр, и напрессовал наконечник обратно. В средней части штанг сделал проточку по диаметру, что бы избежать задевания её за кожух штанги и головку.
Шпильки, на которые собираются цилиндры и головки, также пришлось укорачивать. Они были обрезаны до необходимого размера, проточены по диаметру для накатки резьбы, ну и накатана резьба.
Коромысла использованы на подшипниках от 750-кубового двигателя.
Теперь немного об остальном.
Картер двигателя остался без изменений. Единственное, что было сделано, это установлена задняя опора распредвала с игольчатым подшипником. Распредвал установлен соответствующий. Был облегчён маховик примерно на 1-1,2 кг. Сальники и подшипники только импортные.