Не покорившаяся тундра

202Ксения Полтева.

Сколько дней - а память сохранила:
Крайний правый ряд, вторая парта.
На стене висела карта мира,
Мне казалось, мир не больше карты –
Мир, уснувший в видимых границах
Стражи на часах, цари в гробницах,
Медленно плывущий в сонной неге –
Рыбы в океане, птицы в небе.
Листья жгли, и в воздухе прогорклом
Пела флейта - я любила слушать.
Мёд и молоко больное горло
Мне лечили и лечили душу
От того, что с каждым из открытий
Незаметно тайны исчезали,
От печали, что никто не видит
Мир моими карими глазами.
...Сколько дней - а память сохранила
Эту карту внутреннего мира.

День 1. 1 июля 2013 г.

За этот день проехал чуть более 1000 км. Очень устал.

Проезжая знакомые места, фотографии не делал. Дорога однообразная, кругом леса. Народа на дороге не много.

Недалеко от Ярославля увидел последствия страшной автоаварии. Машина разбита совсем. На дороге труп лежит с оторванной головой. Голова под соседней машиной валяется. На капоте виден другой труп весь изувеченный, похоже детский. Народ кругом суетится. ГАИ и скорой ещё нет. Кто-то на телефон снимает, слышны слова:”Вон голова под машиной лежит.” Ребёнку голову перевязывают. Видимо выжил в аварии. Рядом ходит водитель грузовика явно не в себе. Видно участник аварии. Бубнит всё, что он не мешал никому. Труп на дороге мне показался манекеном, и тот, что в машине тоже. Какие-то они искусственные были. Я один смог объехать это место по обочине. Остальным места не хватило бы. Сначала мне всё равно было. Я не испытал ни тошноты, ни чего-то ещё. Совершенно спокойно всё осмотрел и уехал. Уже потом нахлынуло какое-то неприятное чувство. Сожаление и злость вперемешку. Жаль, что всё может вот так кончится. Кстати, видел там и девушку, которая спокойно всё снимала на розовый телефон. Было похоже, что она на выставке кошечек и собачек увидела интересную пусечку-симпомпусечку, которую надо обязательно показать подружкам.

Потом днём всё в голове улеглось. Видимо меня отпустило.

Встал на ночь в 200 км от Сыктывкара. Под вечер настроение немного испортилось. Сказались, наверное, усталость, увиденное утром, да и проблемы, оставленные дома напоминают о себе.

День 2.

Спалось не очень, хотя было тепло и сухо. Волновался и нервничал. Наутро погода замечательная. Ясно, без ветра. Комары и мошка имеются, но в терпимых количествах. Аппетита нет, поэтому решил отделаться бутербродами и чаем. Днём поем где-нибудь.

1

Сразу после Сыктывкара остановился передохнуть. Искал беседку какую-нибудь, что бывают вдоль дорог, но не найдя остановился прямо на обочине. Солнце жарит неимоверно, но в тени деревьев полно мух и комаров.

23

Дорожное покрытие хорошее. Но так как я гружёный сильно, еду около 90 км/ч. После Сыктывкара места пошли покрасивее. Сосново-еловый лес на песке. Сухо и светло в таком лесу. Увидел знакомые места. Между посёлком Ляля и Серёгово и далее есть места, где можно съехать к реке. Скорость езды упала. Я стал ехать и наслаждаться процессом. Надоело ломиться в никуда выпучив глаза.

Доехал до Ухты. На въезде лукойловская заправка. С неё позвонил Игорю, тому самому, у которого в прошлом году бортировал резину. Он сразу откликнулся и через 10-15 минут приехал с товарищем за мной. Поехали к нему в гараж. С задней резиной я быстро справился. А вот в передней камере проделал пару дырок. Лошара. Ну да гаечным рожковым ключом бортировать резину уметь надо. Пришлось клеить. Пока клеил камеру, общался с Игоревыми друзьями-мотоциклистами. Пытался разузнать про дорогу на Лабытнанги или Воркуту. Ничего конкретного выяснить не удалось. Порадовало то, что можно объехать Ираельский серпантин по новой дороге через Керки и Вис. Игорь всячески старался помочь, всё предлагал мне инструмент и прочее в дорогу. Мне аж прямо не удобно как-то было. Такая забота обо мне.

Когда закончил с колёсами поехал к Игорю домой. Отмылся и покушал.

День 3.

Спалось не очень. Всё ещё переживаю, что не нашёл попутчика.

45

Утром поехал по открытому участку федералки. Доехал до посёлка Вис. Там пост. Дорога шикарная. До Ираеля совсем чуть-чуть осталось. На посту не пустили, уговорить не удалось. Говорят начальство на объекте и под страхом смертной казни никого не пускают. Вот рано утром или ночью, то можно было бы. Местные сказали, что есть объезд через посёлок. Поехал туда. Объезда нет. Попил в Висе воды, поболтал с народом да поехал обратно на Нижний Одес.

Это полный пи-пи-пи, пи-пи, пи-и-и-и-и-пи!!! Но бывает и хуже. Жарища, зыбкий песок, глубокий, сухой и пыльный. Ехать невозможно, да ещё и с грузом. Еле-еле еду.

678910

1112

Вентилятор всё время работает. Каждые 10 км встаю, отдыхаю. Пью воду, но сушняк страшный. По серпантину едет много народа. И на жигулях всяких, и на прочих пузотёрках. Садятся регулярно на брюхо, но их заботливо вытягивают проезжающие камазисты. У них так принято и иначе нельзя. Жопа моя болит неимоверно, ногу левую сводит иногда, кисти рук ломит от напряжения. А небо синее-синее, а солнце жаркое-прижаркое. Оводы и слепни в этом году просто чумовые какие-то. На ходу меня жрут. Их просто огромная туча вокруг мотоцикла. Видно на обед слетелись. Остановился грузовик. Дядька отдал мне бутылку минералки, а я даже и не просил. Пытался пить её по чуть-чуть, но она быстро кончилась. У меня есть ещё чай и обычная вода.

Наконец доехал до речки. По-моему Ова, или как-то так. Я в том году в ней грейпфрут нашёл. Тогда было прохладнее и были дождики. В такую жару я решил искупаться. Вода ледяная. Один водила на Урале длинномере прямо в воду заехал и всё кабину внутри обливал холодной водой. Я намочил футболку и маску, облил мотоцикл водой, положил в воду охлаждаться чай и …. везомый с собой грейпфрут. Оводы лютуют. Народ из машин даже не выходит. Вода в реке чистая, можно пить.

1314

Я сожрал грейпфрут запивая чаем. Я всю эту поганую дорогу хотел его. Я жаждил его и вожделел, я мечтал о нём. И вот я его ем, мой заслуженный приз. Сочный, красный, ещё тёплый внутри, такой необходимый. Уже лёжа в палатке, понимаю, что будь у меня их несколько, то я жрал бы их до аллергии.

15

Вскоре после этой речки дорога стала немного поплотнее. После купания меня всего трясло, хотя жарко было очень. Толи вода холодная, толи перегрелся, толи сушняк.

Доехал до озера и решил там встать на ночлег. Народу тут много. Местные приезжают побухать, да и приезжие работяги тоже. Я понятное дело искупался. Вода тёплая, а на глубине холодная. Озеро это примерно в 70 км от Нижнего Одеса.

161718

Приехал парень на старом Иже. Двигатель работает хорошо, а внешний вид просто отпад. Потом дядька приехал тоже на Иже. Специально, что бы со мной познакомиться. Ему уже про меня проезжающие камазисты доложили. Поговорили. Он вяло опустил ногу на кикстартер и мотоцикл мягко так заработал. Дядька уехал.

Пока ехал, пару раз падал в песке. Поднимал мотоцикл без пояса. Теперь спина побаливает.

Сижу в палатке, спасаюсь от мух прожорливых и пишу дневник. Слышу, как приехала очередная компания местных. Купаются и орут матерно от удовольствия, мешая мне спать. Наличие гостей настораживает. От молодёжи можно ждать неприятностей. Камазы продолжают работать и ночью.

День 4.

Спалось нормально, если бы не местные и не шум самосвалов. Палатку поставил на открытом месте. Наутро солнце стало сильно припекать и в парилке стало невозможно спать. Пришлось вылезать наружу. Появились тучи оводов. Они тоже создают страшный шум вокруг палатки. Выходить страшно.

Быстро собрался. Перелил остатки чая из кастрюли в бутылку. Позавтракал тем же чаем и хлебом сидя в палатке. Иначе сожрут снаружи.

Вышел на грейдер от Малой Перы до Ираеля. Заметил, что руль стало мотать немного. Гляжу, а покрышка сдулась. Качнул пару раз, безрезультатно. Пришлось бортировать. Отвинтил кофры. На один из них поставил мотоцикл… ну и так далее. Жара страшная, оводы страшные, оводы мерзкие, оводы сволочи, оводы…..!!!!! А, ну да, поставил другую камеру. От старой сосок оторвало почти. Собрался и поехал далее.

192021

По дороге видел лежащий на боку грузовик. Два мужика рядом суетятся. Поинтересовался, что случилось. Оказывается они ехали со сломанным гидроусилителем руля. Вот и результат. Но все целы, и машина тоже.

2223242526

Доехал до Каджерома.

27

Всё тоже по песку. Иногда замечал, что могу ехать нормально, а иногда заносит. От Каджерома километров через десять асфальт до Чикшино. На КПП пропустили без проблем, пожелали удачи. Как здесь принято предложили чай, отдохнуть.

282930

Позвонил Руслану. Он работал и не смог ответить, а посему я решил ехать в Печору. От Чикшино до поворота на Печору 40 км грейдера. Он плотный, кое-где плывуны из песка, но в целом ехать можно быстро.

На берегу возле парома сразу столкнулся с прошлогодним знакомцем. Узнали друг друга. Уже как старые приятели пообщались о том, о сём. Паром тот же, что и в том году, Балтика.

313233

И на нём меня узнали сразу. И сразу вопрос в лоб: ”На этот раз до Воркуты?” Я сказал, что не плохо бы, но как пойдёт. Цена за переправу мотоцикла сильно выросла, теперь это 63 рубля. Инфляция. Когда уже был на пароме, позвонил Руслан. Сказал ехать к нему домой. Сам он тоже приедет, но чуть позже. Доехал до заправки и заправился. Пока искал дорогу до железнодорожного вокзала, повстречал мотоциклиста, Андрея. Он любезно проводил меня до вокзала. Там устроили небольшую фотосессию. Андрей оставил мне свой телефон на всякий случай.

343536

Приехал к Руслану домой. Мама его встретила меня, как родного. Да только ради этой встречи и общения с Русланом, его мамой и отцом уже стоило ехать в эти края. Да, наконец-то познакомился с папой Руслана. Его зовут Ибрагим. Мне приготовили баню. Я помылся и постирался немного. Потом уже сидя за столом выпил чашек десять чая. Пока я мылся, приехал с работы Руслан. Мы с ним поболтали немного. Ближе к ночи он опять поехал на работу на поезде. Потом ещё до двух часов ночи общался с его мамой. Прошёл небольшой дождик. По мне так лучше бы его не было. Но после дождя приятно посвежело.

37

День 5.

Поскольку здесь ночью абсолютно не темнеет, то просыпаясь, я теряюсь во времени. Думаю, что уже позднее утро. В итоге встал около 8 часов. Погода тёплая, на горизонте ходят облака. Как ни хочется уезжать из этого дома, но надо. Набрал воды и упаковался. Надо трогать.

383940

Бодро доехал до ручья, у которого встал в том году. Ручей переехал, даже не замочив ног.

41

По накатанной дорожке поехал дальше. Поначалу дорожка была совсем хорошая. Потом доехал до речки, которую легко переехал вброд. А потом началось.

4243

4445

Ехал по следу какой-то техники. Несколько ручьёв в оврагах доставили мне немало хлопот. Весь промок и выпачкался в глине. Здорово! Несколько раз засаживал мотоцикл в болото.

4647484950515253

После очередной такой засады понял, что еду не туда. Решил развернуться. Тут-то я засадил мотоцикл в ручье одном капитально. Берега крутые очень, выскочить ну никак не получалось. И берег подрыл, и веток натаскал. Несколько часов ковырялся в воде. Вокруг рыбки плавают, птички летают… Хотя нет, это не птички это жирные мухи. Вконец намучавшись, включил мозг. Отвинтил кофры, снял груз. Стащил мотоцикл с берега в воду и по руслу прокатил его пару метров. Рядом был берег более пологий. Там и выехал сквозь кусты. Всё это осложняло то, что вокруг просто миллиарды оводов и слепней. Мотоцикл и я, когда стояли, представляли из себя копошащуюся массу из насекомых. Всякие спреи не помогают совсем. Одним ударом я убивал несколько десятков мерзких мух.

5455

5657

Обратный путь был легче. Я ехал по своему следу. Когда выехал на нормальный грейдер, было уже совсем поздно. Я решил заночевать здесь же, так как совсем выбился из сил. К вечеру стало прохладнее. Больших мух стало поменьше, зато мошка и комары лютуют. От них спрей помогает.

585960616263

Окончательно вырубившись после ужина, залез в палатку спать.

Я их слышу, но их тут нет…

Преданность

Опять умчались птицы в край неведомый.
И снова наступают холода.
И только мухи человеку преданы -
Не улетают, суки, никуда!

Орлов Владимир Натанович.

День 6.

Проснулся часа в три утра. Рановато вставать, поспал всего 3-4 часа. Снова уснул. Часам к 7 пошёл дождик. Не сильный, но надо собираться, а то дорогу развезёт.

Сильный дождь так и не пошёл. А посему мои почитатели и ценители слетелись на завтрак. Кормить их мне надоело. Я заперся в палатке с холодной гречкой и чаем. Позавтракав, вылез в мушиный ад. А пока в аду ещё не все проснулись и обсохли после дождя, я быстро собрался и свалил.

Доехал до перекрёстка с газотрассой и поехал по ней в сторону Сыни. Дорога там накатана хорошо, но на въезде здоровая лужа, заложенная брёвнами. Там мне никак. Поехал сбоку и провалился в жидкие бяки. Корка сверху меня не выдержала и я ушёл в глину по двигатель. Залип так капитально, что даже не мог положить мотоцикл на бок. Пришлось вырыть всю глину руками вокруг колёс. Предварительно отвинтил кофры. Потом удалось освободиться из грязи. Чуть не подох.

Потом дорога была ничего. В основном песок, где плотнее, а где помягче. По дороге общался с газовиками и дорожниками. Говорят, что дорогу до Сыни скоро полностью отсыпят. А через пару лет и до Воркуты будет дорога вдоль газопровода. Но её закроют, и проезд будет только по пропускам. Но это решаемо. Мосты делают капитальные, железные.

646566676869707172

Вдоль дороге в болоте живёт много птичек. Нос длинный, ножки тоненькие, шея длинная, крылья большие. Размером побольше скворца. Скорее всего это кулики. Завидя меня начинают громко кричать и летать кругами, уводя от гнезда. У них там в кучах валежника я заметил птенцов.

Так я добрался до болота, где дорога заканчивалась. Проехать там можно, но до Сыни добраться не легко. Километрах в 15 от неё я повернул обратно. Рубиться из-за нескольких десятков километров мне надоело. Как-то бесцельно. Для такой поездки надо подбирать соответствующую команду. Посидел, подумал да поехал обратно. Водилы длинномеров говорили, что есть ещё какие-то дороги в Сыню. Советовали ехать и в другие места. Например через гидростанцию на Уральские горы.

Ближе к Печоре повстречал мужиков ремонтировавших экскаватор. Весёлый народ. Постоял, поговорил с ними. Да, замена и ремонт гусеницы и звёздочек на этой технике не то, что на DRZ-те. И дороже и тяжелее. А сколько надо цепной смазки? Они же тоже работают в эндуро-условиях. Если ставить автосмазчик, то его объём должен быть литров 200. Звёздочка одна совсем круглой стала, только пупырышки небольшие остались. Другая лучше гораздо. Но это половина от новой.

7374757677

Снова приехал к Руслану домой. Встретил меня его отец. Он работал во дворе. Потом и мама вышла из дома. Увидела меня и как родному обрадовалась. Сразу расспросили меня, как съездил, куда добрался. Она очень волновалась, как бы со мной ничего не случилось. Руслан маме сказал по телефону, когда она ему звонила, что беспокоиться нечего, “С этим ничего не случится”. Пока меня расспрашивали, и пока я ещё не помылся, поменял передние тормозные колодки. На старых почти ничего от накладок не осталось.

Нагрели мне в бане воды. Я отмыл с себя остатки болотной грязи. Накормили меня вкусно. Я даже объелся. Выдул опять много чаю. И в этот раз Руслан приехал с работы пообщаться, а потом снова поехал на работу.

Допоздна разговаривал с мамой Руслана. Она мне показала фотографии своей семьи, родственников мужа, друзей, ну и конечно Руслана в разные годы. Далеко за полночь я стал понимать, что выключаюсь. Дала о себе знать кровь, выпитая из меня летучими кровососами размером с бомбардировщик. К вечеру заметно посвежело, и спать было приятно, так как не мучила жара.

День 7.

Временами просыпаясь и опять засыпая, проспал до девяти часов. Позавтракав, стал изучать карту. Думаю поехать от Печоры до Усинска и выше на север. Говорят, там стоит охрана и не пускает никого. Надо проверить. На моём атласе дорога ведёт строго на север. Но карта заканчивается, а дорога нет. Навигатор ничего не показывает.

Уже в какой раз нехотя уезжаю из этого гостеприимного дома. Тепло попрощавшись с родителями Руслана, я поехал в сторону Усинска.

78

По дороге на паром заправился. На заправке произвёл небольшое Т.О. Повыковырял грязь из агрегатов, поменял сломанный крепёж бокового крепежа канистры. Пока этим занимался, подходили разные люди и интересовались, откуда я и куда. Один оказался дагестанцем. Так он сразу предложил кров, еду, рассказать про дорогу, инструмент и всякую помощь. Я его поблагодарил за внимание ко мне и сказал, что только что был дома у друга в гостях. Собеседник сказал, что у них так принято, гость это святое и по-другому нельзя.

На переправе снова повстречал старых знакомых. Потом поехал в Акись по указателям на Усинск.

Когда выезжал из Печоры, было достаточно тепло, на солнце даже жарко. Когда ехал по грейдеру на севере были видны грозовые тучи. Часам к девяти вечера пошёл дождь. С дороги съездов нет. Так я доехал до переправы через реку Лыжу. Дождь усилился, слышны раскаты грома. Переехав реку, я свернул направо и по накатанной дорожке, проехав вдоль берега, поставил палатку. Только забрался внутрь, дождь зарядил сильнее. Что странно, хотя нет слепней и оводов, комарья видимо не видимо.

Сидя в сухой палатке и без вредных насекомых предаюсь воспоминаниям о прошедшем дне. А что ещё делать в ливень?

79

Когда ехал по грейдеру в сторону Усинска, услышал прямо над головой громкий крик чайки. Я подумал, что глюки. Гляжу, нет никого. Потом вижу, спереди перед шлемом показался нос, за тем фюзеляж, ласты, хвостовое оперение… Я аж офигел от неожиданности. А этот истребитель рыбы и помоек ушёл вперёд на бреющем полёте, сделал разворот и пошёл на вторую атаку на мой шлем. Потом на третью. И так несколько раз. Я уже подумал, хорошо хоть прицельно бомбы не мечет. Я остановился, подумав, что ластоногое хочет меня укусить за голову. Чайка ушла вверх и с криками стала кружить надо мной. К ней присоединилась ещё одна. Меня они, похоже, не очень боялись. Когда я тронулся вновь, птицы оставили меня в покое.

Несмотря на сильный дождь, комары на улице не унимаются. Ломятся ко мне в палатку. Всей своей толпой создают громкий гудёж. Проникших в палатку вместе со мной, я изничтожил.

День 8.

Под утро дождь прекратился. Одежда всё ещё влажная. Приоткрыл полог палатки, сразу залетела туча комаров. Спрей их не смутил. На улице прохладно и сыро, на небе тучки, но кое-где видны лоскуты синего. Может потеплеет.

8081

Грейдер укатан хорошо, после дождя не пылит.

8283

Постепенно и погода пошла на поправку. Доехал до поворота на Акись. Указатель показывает на Усинск прямо, на Акись направо. Странно, дороги на Усинск нет. Решил проверить. Проехал км 20-25. Дорога стал портиться. Исчезли дорожные знаки и столбики. Развернулся и поехал в Акись.

8485

Деревня красивая. Спросил у народа про переправу. Говорят нет, может в Усть-Лыже, и то вряд ли. В деревне есть магазин, дом культуры и фельдшерско-акушерский центр. Магазин работает, а как всё остальное, не знаю.

Народ здесь приветливый и общительный. Очень приятно находиться в таких местах. Всё как-то спокойно, размеренно, никто никуда не спешит. В магазине купил скунсьего корма: пряников и молока. Сел на солнышке около магазина на лавочку и употребляю его. Погода и вовсе разгулялась. Печёт солнце. На трапезу подтянулись овода да мухи всякие с комарами. Будь они не ладны!

Приехал вУсть-Лыжу. Посёлок большой. Есть школа, несколько магазинов. Много народа и маленьких детей. Сделал несколько фотографий и поехал в сторону Печоры.

8687888990919293

Пока ехал, стала созревать мысль на пароме добраться до Усинска. На развилке Чикшино Печора позвонил Андрею. Он сказал, что как раз сегодня паром на Усинск. Хозяина зовут Александром, и что меня возьмут на борт. Помчался в Печору. Паром по расписанию должен быть через час. Доехал до Печоры, переправился на другую сторону и поехал искать причал парома на Усинск. Паром называется Двина. Успел вовремя. Да к счастью и паром задержался. Загрузился на паром. Денег за мотоцикл не взяли. Только за каюту 500 рублей. Познакомился с некоторыми пассажирами. Почти все идут с Вуктыла до Усинска. Компания весёлая. Один мужчина рассказал мне много интересного про северную жизнь. Сам он родом с Кубани, но уже много лет живёт здесь. Как и многие, приехал на пару месяцев подработать. Да остался на многие годы. Оброс семьёй, хозяйством. Много я от него услышал про жизнь оленеводов, про местные обычаи. Собеседника зовут Сергей. Он меня и едой угостил, и чаем.

9495

9697

Все собеседники рассказывали в основном про охоту и рыбалку. Дичи здесь много. Утки, гуси, лебеди, глухари, тетерева, куропатки. Названия всех рыб я и не запомнил, щука, хариус, сёмга. Много медведей, песцы, волки и прочая живность. Грибов-ягод много.

Поздно вечером мне открыли каюту, и я отправился спать.

День 9.

Не то что бы спал, но сны видел. А видел их не особо много, так как причалили в пять утра.

9899100

Приехал Усинск, там заправился и поехал в сторону Харьяги. По просьбе попутчиков с парома, сделал фото дороги на Харьягу. Дорога ГОВНО. И это ещё ничего не сказать. Это я просто похвалил её. Дорога из плит. Ямы ужасные. Кое-где торчит арматура, где-то выбило часть плиты на глубину 20-30 см. Где-то всё заделано поверх плит асфальтом, но он так раздолбан, что “туши свет”. Я сперва пытался ехать аккуратно, но это там плохо получается и не приносит результата. Потом уже ломился 70-80 км/ч, обгоняя тяжеловозы и вахтовки с криком ”и-и-и-и-ха-а-а-а!!!” А другого ничего не оставалось. Таким образом потешал вялоедущих водил Камазов и Уралов.

101102103104105106

Так как я утром не кушал, то решил это исправить и где-нибудь съехать в лес. Доехал до полярного круга. Сделал несколько фотографий, и от стелы съехал в сторону от трассы. Нашёл пригодное для разведения костра место и приготовил себе рис с тушёнкой и чай. Откушал поспешно, сами понимаете, кругом мухи-цокотухи. (Убил бы Корнея Ивановича Чуковского за воспевание этой пакостной насекомой, ну лапки бы точно поотрывал.) Так что откушивал я прямо на полярном круге.

108OLYMPUS DIGITAL CAMERA         109

Через некоторое время остановился сфотографировать болотоход возле поста ДПС. Заметил, что пора менять задние колодки. У поста вполне удобная площадка из плит. Там и занялся ремонтом. Всё сделал быстро и решил записать свежие впечатления, а заодно и передохнуть. Пару раз, пока пишу, подлетала птичка размером с воробья, хватала почти с меня мух и улетала их есть.

110111112113114115116117

118119

Вот вспомнилась одна из историй, рассказанных на пароме.

Старые женщины рассказывали, что был в тех местах женский лагерь, зона. Они там работали, еду носили. Так вот НКВДешники издевались над осуждёнными девчонками так: Помимо всего прочего, раздевали их догола летом и к дереву привязывали. Через три часа гарантированно труп. И бить не надо, вроде как сами померли. Много таких там похоронили. Местных же НКВДешники трогать боялись. Мужья-то у них все охотники. Без оптики белку в глаз бьют. Могли и подстеречь. А из карабина и без оптики за один километр человека завалить могли. Поди, найди, кто стрелял.

Олени здесь не крупные, даже маленькие. Не более 60 кг. Привезли раз финских оленей. Те здоровые, рослые. Не углядели оленеводы, и как-то смешались два стада. Так местные мелкие олени привозных фиников забодали. Бросаются на них, между ног забегают и под брюхо их рогами. Финские жлобы разбежались по окрестности от страха, насилу их отыскали. Все с животами пораненными.

Среди оленей, оказывается, тоже есть трутни. Зимой одни ягель найдут под снегом, яму раскопают до еды, иной раз метра на полтора. Едят там под снегом, только хвост из норы торчит. Когда наедятся, вылезут и спят рядом с ямой своей. А трутни хитрые ходят. Смотрят вокруг. Смотрят, спит рядом с ямой олень. Они шмыг туда и давай там ягель жрать, самим-то лень копать. Просыпается хозяин. Видит из его столовой чья-то жопа торчит и давай её бодать. Тот терпит до последнего. А когда уже не в моготу или нажрётся, то выскакивает из ямы и убегает. Трутней в стаде всегда можно узнать: у них задница вся исцарапана рогами обиженных.

Пока мемуарил, рядом остановился водила. Подошёл, говорит:”Еду, вижу мотоцикл стоит, дай, думаю, подойду, посмотрю.” Да и не зря остановился. На грузовике колодки на одном колесе прихватило, и уже флиппер загорелся от нагрева. Машину заглушил, а она потом не заводится. Нашли кусок толстой проволоки или электрод. Им напрямую стартер закоротили и завели машину. Он поехал к большой луже, колодки и колесо остужать. Да и мне пора двигать, а то мухи совсем обнаглели. Всех своих родственников на меня позвали.

Проехал чуть дальше речки Хараяги (Харяжка). Дальше тундра совсем разбита. Ещё ехать можно, но одному стрёмно. Напрямую до Нарьян-Мара осталось около 160 км. А по зимнику около 250 км. На обратном пути изловил птенца и сделал фото на память. Остановился у ближайших балков. Познакомился, поговорил с ребятами. Говорят, дед какой-то несколько дней назад прошёл пешком с тележкой большой в сторону Нарьян-Мара. Обратно не возвращался. Попоили меня чаем, покормили. Оставили на ночлег. Получилось прямо как в анекдоте: “Нет ли воды попить, а то так есть хочется, что переночевать негде.” Даже не удобно как-то.

120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139

140141

Говорят, много щуки в речках водится. Она только отнерестилась. Много зайцев, особенно по весне. Следы оленьи, что я видел, остались ещё с весны. Пока сыро было, следы отпечатались. Дождей почти не было, поэтому все следы долго сохраняются.

К вечеру похолодало. Дождя нет, но в воздухе висит водяная пыль. Место мне выделили в отдельном вагончике, так что я никому не мешаю своим присутствием.

День 10.

Спал очень хорошо. Отдохнул и расслабился. Наутро погода поправилась. Светит солнце, потеплело. Этот год в этих краях выдался засушливый, многие болота стали посуше. Опять пришла мысль в голову, про то, что не будь я один и всё такое…. Очень уж хочется до Нарьян-Мара добраться. Осталось всего ничего. Зимник туда идёт не той дорогой, что я поехал, а правее, по кругу, по возвышенностям. От Нарьян-Мара вроде есть отсыпка км 80 в эту сторону.

Так же мне рассказали, что около Инты работает много техники, сыпят дорогу.

Просидел в гостях до четырёх часов дня. Рядом с вагончиками стоит вышка. Я забрался на неё и сделал фотографии окрестности по кругу. Жаль, что это место находится в низине, а вокруг холмы. Будь эта вышка на холме, видно было бы дальше.

142143144145146147148149150151152153154155156157158

Постоянно летают туда-сюда вертолёты, грузовые и пассажирские.

159

Когда почувствовал, что совсем расслабился, и потянуло в сон, я быстро собрался и поехал в обратный путь. Опять по этой х… хорошей дороге. Это одна из самых говённых дорог в России. Вдоль дороги валяется всякий хлам: бочки, покрышки, железяки всякие ржавые, кучи мусора. Речки по берегам покрыты каким-то коричневым маслянистым осадком.

Потихоньку тундра стала переходить в лесотундру. Но и здесь деревья растут и они не высокие. Обычная и карликовая растительность растёт вперемешку, ивы, берёзки, можжевельник.

Остановившись, заметил, что от тряски отвинтилась защита цепи и болтается на одном винте. Стал приделывать её на место. Рядом остановились мужики на джипе. Рыбаки, слегка в подпитии. Сразу предложили помощь. Я поинтересовался, нет ли у них болта м6 короткого. Не оказалось. Сразу тормознули КРАЗ. Мужики сказали, что у этих-то точно всё есть, они без ящика болтов не ездят. Так и вышло. Под сидением был ящик с болтами, в котором я обнаружил искомое. Всех поблагодарил и отпустил по делам своим. После починки смазал и подтянул цепь. Доехал до поворота на Усть-Усу. Дорога сразу стала, как хорошее шоссе. Еду по лесу, кругом всякие съезды в стороны. Так как дело к вечеру (светло, но пора спать), я нашёл удобную своротку и расположился на ночь.

Вокруг несколько здоровых муравейников. Комаров в достатке, земля покрыта мхом, ягелем, черникой, можжевельником. Аппетит был хороший, и я одним махом впитал в себя целую кастрюлю макарон с тушёнкой. Жаль, что хлеб и пряники кончились. Чай пришлось пить впустую. Грибов и ягод в лесу нет, они появятся только в августе, если дожди будут.

160161

К слову о ягодах… На ягодицах строго симметрично уже давно натёр две болячки. Как раз там, где проходят края плавок. Надо в походах опробовать трусы шортами, типа боксер. Ну, или памперсы. Детишки малые в рекламах, вон какие счастливые. Заодно и днём буду реже останавливаться.

День 11.

Ночь была прохладная, но спалось хорошо. Если бы не много чая, выпитого вечером, то в 5 утра можно было и не просыпаться. Утро пасмурное. Небо всё серое, как бы не полило. По дороге на Усть-Усу увидел озёра. Похоже это затопленные карьеры.

162163

164165

Доехал до развилки на Новикбож и Усть-Усу. До Новикбожа ближе, поэтому сперва решил поехать туда. Деревня большая. В ней увидел строящийся храм. Пока ходил вокруг и фотографировал его, подъехала компания на машине. Ребята разбитные, подвыпившие. Но что удивительно, общались со мной уважительно. По началу, приняли меня за священника. Спросили, не батюшка ли я. Я их в этом разубедил. Неловко как-то. Но один из них, всё же, спросил разрешения со мной переговорить и отвел немного в сторонку. Пришлось немного побыть в роли батюшки. После разговора, парень сказал, что я хоть и не батюшка, но ему полегчало.

166167

168169

Потом заехал в Усть-Усу. Там тоже есть старый храм 1894 года. Он восстановлен и действует. Посёлок находится на высоком берегу, и вид оттуда открывается очень красивый. Местные все говорят на коми и по-русски. Дома некоторые очень красивые, большие. У многих крыша покрыта современной черепицей, а стены обшиты сайдингом. А некоторые дома старые, совсем тёмные от лет. Место в целом приятное.

171170172173174175176177

Вернулся в Усинск. Прокатился по центральной улице. Доехал до храма какого-то новоотстроенного. Не понравился он мне. Что-то не то в нём. Машин в городе не много, дороги хорошие, широкие. Народ ездит спокойно. Покатался по городу и обнаружил ещё один храм. Недалеко от него мечеть. Но она не красивая, просто дом с маленькой башенкой на крыше, а на ней полумесяц. Остановился у магазина. Затарился дошираками на паром, ну и булками и йогуртом, чтобы сразу откушать.

178179180181182

183184

Время половина четвёртого, а заняться нечем. Город уже объехал весь. Пока стоял у магазина, подъехал УАЗик. Женщина из него пошла за покупками, а мужчина вышел со мной поболтать. Когда он уже собирался уезжать, вдруг вышел из машины и сунул мне денежки бумажные в карман куртки. Я даже и сказать ничего не успел. Он сел в машину со словами - ”Я знаю, что такое дорога, я всю жизнь здесь. Это тебе на сигареты.”- и уехал. Денег-то всего 30 рублей. Но ведь дело не в суме, а в отношении людей друг к другу. Я абсолютно ни в чём не нуждался и не просил. Здесь люди сами делают добро другим, просто так делают. Здесь по-другому нельзя, это не Москва и не Питер. Здесь живут люди в лучшем смысле этого слова.

Дождь всё-таки пошёл, не сильный и не долгий, но неприятно. Доехал до аэродрома. Сделал пару фото и поехал искать место ночлега.

185186187

Как ни странно, здесь это оказалось не просто. Всякий съезд с дороги, это или помойка, или шлагбаум с воротами. Кругом всякие “кусты” от которых воняет сероводородом. Пришлось ехать до поворота на Усть-Усу. Там я нашёл себе местечко и расположился на ночь. Рядом обнаружил огромный муравейник. Высота его больше метра. Муравьи реально протоптали дорожки от него в разные стороны. Тропинки чётко видны на мхе и лишайнике. По тропинкам движется прямо река из муравьёв. В остальных местах они бегают хаотично. Упавшие при приготовлении ужина рисинки, тут же подхватили и потащили в дом.

188

Покушав, решил подольше понаблюдать за мирмиками. Сел около их тропинки и прикинулся пнём. Гляжу, моя рисинка появилась. Это она за час преодолела метра три. Потом стал кидать им на тропу комаров. Их тут же хватали и волокли в муравейник. Чего они только не тащат туда. И иголки, и кусочки лишайника, листочки, хотя всё это в изобилии есть около дома. А дом их частично порос брусникой. Она как раз вся была в цветочках. Потом положил им на муравейник кусочек кожи из тушонки. Сразу набросилась толпа и весь его облепила. Посмотрю, что утром будет, если не забуду. . Трупы своих сородичей они не бросают где попало. Если таковой обнаруживается, то он сразу волокётся в общагу, а там пожирается. Зря что ли его столько времени кормили.

День 12.

Всю ночь шёл дождь. На утро всё сырое и прохладно. Часов в семь утра дождь перестал. Комарьё лютует. Даже гардекс их не пугает. За ночь их набилось между тентом и палаткой тьма.

За час доехал до Пармы. Посёлок так себе. Какой-то сумбурный, неряшливый. Кругом бегают собаки всех размеров, от очень маленьких до здоровенных. Маленькие спокойные. А некоторые большие бегут за мотоциклом и лают.

Нашёл причал, где грузится паром Двина. Заезд только в 15 часов, а сей час только 10 утра. Решил уехать за посёлок и там переждать в лесу. Нашёл небольшую речку возле дороги и там расположился. Что бы было теплее и веселее, развёл костёр. У причала есть столовая, так что можно будет перекусить при необходимости. Пока сидел у костра, немного покемарил. Погода пасмурная, очень сыро. Рядом по лесу шатается какая-то маленькая собачонка и временами паскудно воет.

189190

К двум часам отправился на пристань. Парома нет, и будет не скоро. Задержится на три часа. Стал подъезжать разночинный народ. Познакомился с водилами. Сразу завязалась беседа “за жизнь”. Постепенно стало выглядывать солнышко. Сперва застенчиво сквозь тучи, а потом и совсем в наглую, по-летнему. Стало тепло и замечательно. Пока вертелся у въезда на кпп, познакомился и с охраной. Охранник угостил меня чаем и конфетами. Сам он из Волгограда, но почти осел здесь. Он на севере с 70-х. Рассказал о местной жизни. Было время, когда ненцы оленя отдавали за флакон одеколона. За два флакона шкурку песца. Пили они этот одеколон или лосьон. Трезвые гостеприимные. Всегда угостят рыбой, мясом, ягодами. Пьяные, говорит, дерзкие очень и нудные. Пить с ними невозможно, за час другой весь мозг разрушит. Несёт чепуху какую-то, и не поймёшь о чём. На территории причала есть небольшая столовка, видимо для работников причала. Меня там покормили, естественно безвозмездно, то есть даром. Всё равно, говорят, осталось, а ты весь день тут голодный стоишь. Сытому и на солнышке совсем стало хорошо. Вокруг бегают местные собаки. Когда прибегала крупная сука из соседних дворов, то овчарка Катя с территории причала сцеплялась с ней у ворот, защищая вверенную ей территорию. Она хоть и старушка, но дело своё знает. Привязанный кобель тоже ей помогал сиплым голосом, объясняя пришлой суке, кто её родители и что он о них и о ней думает. Во время ссоры остальные собачонки бегают позади сильных и больших, но в драку не вмешиваются.

191192

Наконец-то пришёл паром. Я загрузился на него. Паром до Печоры из Усинска загружен меньше, чем наполовину. Стоимость провоза легковой машины 6000 рублей, джипа 8000-10000 рублей, грузовика около 30000 рублей, в зависимости от размера.

Капитан парома, Иван Иванович, оказался очень интересным человеком и собеседником. На реке он работает около 40 лет.

193194195196197

Когда паром отошёл от пристани, было уже поздно. Некоторое время общался с новыми знакомыми, потом откушал запасённого, на этот раз доширака, пошёл спать.

День 13.

Проснулся не очень рано. Мы ещё в пути. Решил позавтракать и опять поспать. Вышел на палубу. Светит солнце и идёт дождь. Погода стала меняться.

198

Некоторое время общался с Альбертом. Он из Башкирии, но осел на севере, в Усинске. Ему тут нравится. Говорит, что даже дома на родине скучает и хочет скорее вернуться сюда. Привёз в Усинск жену и детей. Здесь у него своя квартира. Очень положительный и открытый человек. Предложил мне приехать в гости зимой, на свежую оленину и посмотреть север во всей его красе. Оставил мне номер своего телефона.

Поведал мне Альберт такую историю. Пришли они работать в один посёлок. Там ненцы оленеводы живут. Я до этого посёлка не доехал, он дальше Хараяги. В школе местной выпускной. Едут на машине, а вдоль дороги дети валяются. Один, другой. Он удивился, что водила не остановился помочь. А тот и сказал, что не парься, выпускной у них. Они все пьяные. Полежит часок, придёт в себя и дальше пойдёт. Пьют там безбожно.

Девчонки местные вахтовикам рады. Будет, говорят, кому нас топтать. А то наши-то мужики только пьют. Девчонки между собой дерутся из-за мужиков. Все скорее хотят замуж выйти. Да выбор не велик. Так-то.

Паром пришёл с опозданием. В связи со строительством местные паромы на другой берег ходят с этого же причала, что и дальние. Причаливают местные паромы так же в другом месте. Денег за этот переезд с меня не взяли вовсе. Капитан отказался даже за каюту денег взять. На берегу встретил хозяина парома, Александра. Поблагодарил его за содействие. Он предложил приехать ещё. Пока ждал паром на другой берег, смотался в магазин и купил перекусить. Переправился. Паром забили под завязку. Выгрузился, заправился и помчал в Чикшино. На переправе слышал от местных, что в Печоре пару дней назад видели целую стаю квадроциклистов, ломящихся в сторону тайги мимо железнодорожного вокзала. Видно кто-то в сторону Воркуты собрался. Жаль я их не встретил, интересно, что за народ.

До Чикшино доехал быстро. После дождика грейдер стал плотнее и без пыли. Потом км 30 асфальта до Каджерома. Ну почти до него, за 7 км он кончается. Там полотно доделывают. КПП пропускают меня без проблем. До поворота на Ижму добрался тоже очень быстро. Грейдер от влаги стал плотнее, или может я осмелел.

199200

Начался асфальт. Восхитительный. На спортбайке можно гонять. Вдоль дороги красивые сосновые и смешанные леса. Народу никого. Одно такое место я выбрал для ночёвки. Встал пораньше, так как спешить мне некуда. Это молодой сосняк. Кустов нет совсем, то есть подлесок отсутствует вовсе. Земля покрыта сплошным ковром ягеля. После дождиков он становится мягким, как перина, так как ягель вбирает в себя воды намного больше, чем весит сам. А в сухую погоду быстро высыхает и становится ломким и колючим. Загорается от малейшей искры. Пока готовил ужин, надо мною зависла небольшая тучка и прослезилась небольшим минутным дождиком. Сухой ягель тут же впитал в себя влагу и стал чуть помягче.

201

Здесь одолевает в основном мошка, назойливо лезя в глаза и ноздри. Но терпеть можно. Рядом лежит гнилая сосна. Ствол уже дано превратился в труху и в костёр его класть незачем. А вот комлевая часть и корни, пропитанные смолой, высохли, но не сгнили. Горят они очень жарко, но коптят сильно. Когда уже приготовил еду, напилил этих коряг и положил в огонь, для пущей романтики и обогрева.

Насытившись и напившись чаю с печенюшками, подкинул ещё смолистых коряг в костёр и предался созерцанию танца лепестков огня под аккомпанемент усвояемой в желудке пищи. Ляпота!

202

В 23 часа неожиданно заметил пропажу. Пропали резко куда-то все насекомые. Ни комаров, ни мошки не стало. Вообще. Совсем.

День 14.

Комары да мошки исчезли неспроста. К ночи сильно похолодало. Ночью я подзамёрз слегка. Ноги поверх спальника я укрыл курткой, и они совсем не мёрзли. А вот торс и голова озябли. На утро стало потеплее. Вышло солнце, но идёт мелкий дождик. Как только дождь закончился, под лучами тёплого солнца ягель просох и стал колючим. Зато костёр им разводить одно удовольствие. Вспыхивает сразу. В таких местах с огнём надо быть очень аккуратным. Одна искра и ягель вспыхивает и горит очень быстро. Можно устроить лесной пожар.

203

Дорога идёт по асфальту. На 120-ом км асфальт перешёл в грейдер. Через 7 км опять асфальт. Так несколько раз. По асфальту доехал до переправы через Печору. Опять паром. Опять денег не берут.

В Усть-Цильме 12 июля был ежегодный праздник. Горка называется. Я на него малость опоздал. Жаль, говорят, красиво. На этот праздник приезжает много именитых гостей. На берегу реки разводят костры, водят хороводы в национальных костюмах, варят кашу и всех ей угощают. Хотелось бы посмотреть на действо.

Вдоль дороги много деревень. Дома здесь ладные, красивые. У кого крыша синяя, у иного дома зелёная или красная. Сами дома тоже разного цвета. Дома разбросаны вдоль реки по берегу на холмах. Смотрится очень красиво.

204

А ещё здесь очень много лошадей.

Доехал до Хабарихи и ещё км 30 за неё. Упёрся в небольшое болото. Переехать его вполне можно. Я прошёл и посмотрел дорогу дальше него. Вполне вменяемая грунтовка по сосновому лесу. Местные говорили, что по ней можно доехать до Окунёво. На беду я не заправился в Усть-Цильме. И ещё увидел, что развалился расширительный бачок. Решил вернуться в Усть-Цильму и там починиться и заправиться. А там видно будет, что дальше делать. Пока бродил по болоту, поел немного морошки. Её ещё мало совсем. Не созрела. Видел несколько ящериц, но изловить не удалось.

Кстати Усть-Цильму я объехал по пути на Хабариху, а посёлок-то оказался интересным.

Покатался по городу, набрал воды, заправился. На некоторых домах видел таблички со звездой, фамилией, именем и отчеством. Как потом мне объяснили, это те дома, в которых жили ветераны и участники великой отечественной войны.

Так как я приехал под вечер, пришлось выезжать за черту посёлка и искать место для ночлега. Это оказалось не просто. Рядом с посёлком покосы, разделённые полосками леса. Встать там при необходимости можно, но очень много высокой травы, сыро и комаров много очень. Да и помоек хватает. Долго искал место, накатал км 20, если не больше. В итоге нашёл стоянку для себя совсем рядом с посёлком. Ровно, сухо, хворост есть. Спать и жрать охота, так что вполне сойдёт. Со стороны посёлка доносится лай собак и звук коровьего колокольчика.

День 15.

Ночью было тепло. Наутро я долго валялся и не вставал. Спешить-то некуда. Я вроде как понял, что это начало пути домой. А это всегда грустно и неприятно. Там меня никто не ждёт.

Приехал в Усть-Цильму. Проехался по всем магазинам запчастей. Бачка от жигулей не нашёл, только большого размера. Купил топливный фильтр и установил его вместо расширительного бачка. Просто и дёшево.

205211

Подтянул цепь, смазал её. Все процедуры я проводил возле местного сервиса. Там работает мой тёзка, Александр. Весёлый мужик, всячески старался мне помочь. Предложил чай-кофе, баню, ночлег. Если что из запчастей надо или инструмент какой, бензин, масло тоже предложил. В общем нормальное для этих мест отношение. Когда я всё закончил, отмыл руки, пошёл в соседний магазин и накупил себе гору булок и пирожков, кефира и всё это откушал, расположившись в сервисе. Пока питался, разговаривал с посетителями. Те мне в свою очередь рассказывали про местные обычаи и природу. Места здесь давно облюбованы людьми. Река судоходная, удобные берега, лес, дичь всякая. Сюда бежали староверы, когда было разделение церкви.

Когда передохнул, поехал прокатиться по посёлку и пофотографировать. Центральная улица носит название “Советская”. В посёлке улиц не так много. “Советская” пересекает его по всей длине. У посёлка есть как бы свой пригород из нескольких деревень, переходящих одна в другую.

206208207209210

Покатавшись туда-сюда, съехал на пляж. Сел погреться на солнышке, а заодно покурить карты. Вскоре меня окружила местная детвора на великах и пешком. Взяли меня в плен и стали пытать с пристрастием. Поскольку захватчики мои подтягивались волнами, то вопросы повторялись. Первопришедшие с умным видом отвечали опоздавшим.

212213214215216

217218

Ближе к 18 часам заправился, прикупил булок всяческих на вечер и утро, и отправился на паромную переправу. Домчал туда быстро. Минут за 40-50. Переправили опять бесплатно. Паром этот вообще-то нефтяников возит, ну а меня чего не взять? Всё равно на тот берег идёт. Ну и народу из местных ещё поднабрал.

219

После переправы сразу начинается большой участок асфальта. Я помчал по нему заметно веселее. Участки грейдера тоже проходил быстро. Вскоре проехал Ижму и другие деревни и посёлки. Началась дорога по лесу. Места, понравившиеся давеча, бор, где я ночевал, бодро проскочил. Часам к десяти вечера увидел съезд с дороги. Явно по нему давно никто не ездил. Своротка вела в заброшенный карьер, поросший молодыми ёлками, сосенками и берёзками. Место понравилось. Сухо, ровные площадки есть, и хворосту достаточно. Из следов от машин, кажущихся свежими, растут сосенки 6-8 лет. Вокруг карьера лес, место на вид грибное. Походил вокруг, да ни одного гриба не нашёл. Местные в Усть-Цильме говорили, что в этом году грибов совсем нет, а в том году в это время везде росли.

220221

222223

День 16.

Проснулся около пяти утра от жары. К семи часам в палатке стало невыносимое пекло. Пришлось просыпаться окончательно.

224225226

Не спеша позавтракал останками гречки. Влезала она в меня плохо. Это связано с тем, что меня ожидали к чаю припасённые со вчерашнего дня булочки и пирожки. Их-то я откушал с превеликим удовольствием.

Солнце жарит меня, словно я мясо на сковородке. На жаркое поналетели слепни и уже стали его пробовать на вкус. Погода изменилась кардинально. Вчера к вечеру было прохладно, а на утро, как в сахаре.

Очень быстро домчался до въезда на федералку. Остановился у шлагбаума. Из вагончика вышел парень.

- Можно проехать? –

- Да проезжай, чего ж нет? –

Я сразу ломиться не стал. Постоял, поговорил с человеком. Про дорогу, про грибы-ягоды, про житуху местную. Потом уж и поехал. Да-а-а! Знатный получается объезд этого дерьмового ираельского серпантина. Дорога ровная, прямая, как стрела. Час, и ты в Ухте. Вот местные-то ждут не дождутся, когда же дорогу эту откроют. Обещают в августе.

227228

229230

А вот далее совсем не интересно. Некоторое время раздумывал, куда бы поехать. То ли в Троицко-Печорск, то ли в сторону дома, на Сыктывкар. Поехал домой.

По дороге решил поставить эксперимент, выяснить на сколько хватит бензина, остающегося в правом ухе бака, когда уже кончается резерв в левом. Дождался, когда мотоцикл заглох на резерве, положил его на левый бок, поднял и поехал дальше. Хватило ещё на 30 км и что-то там осталось. Вылил в бак бензин из канистры.

В Емве купил провиант, набрал воды. Отъехал от городка на 30 км и съехал в лес. Здесь так же молодой чистый сосняк. Почва вся покрыта ягелем, очень сухо, много мошки мелкой. В общем, всё, как мне нравится. Не нравится только то, что вокруг полно медвежьих следов, и больших и маленьких. Решил побыстрее покушать приготовить. А то вдруг медведь придёт меня есть, а я без начинки совсем.

231232

День 17.

Погода замечательная. Как она вчера стала жаркой. Такой и осталась. Хорошо, что поставил палатку в тени деревьев, а то на утро я бы опять спёкся. Медведи так и не пришли. Пришлось в одиночестве пить чай.

Во второй половине дня на небе появился грозовой фронт. Но до него ещё далеко.

Увидев в деревне старый храм, съехал с дороги, чтоб его запечатлеть. Это по-моему в Ляле. Рядом с храмом стоит убогий обелиск погибшим за советскую власть и в годы второй мировой. Половина фамилий на нём одинаковые. Видно почти вся деревня были родственниками.

233234235

После Кирова пошёл дождь. Не на долго, за то капли были огромные. Потом опять вышло солнце. В Орлове я перекусил, набрал воды и пополнил запасы пищи. После поворота на Котельнич начался ливень. Я сразу промок. Но не весь, только штаны и ботинки. Куртка не промокла.

236237238

Какое-то время ехал за краном. Обогнать его не мог из-за мокрой и узкой дороги. Да и под дождём видно было плохо. Вдруг у него заднее левое внешнее колесо рвануло. Ошмётки камеры вылетели во все стороны, дым валит. А водиле всё пофигу. Едет себе дальше. Хорошо меня не задело.

Дело к вечеру. Здесь уже темнеет. Надо искать место для ночлега. А тут как на зло всё поля с лесополосами, да покосы. Дождь всё не унимается. Как только подумал о перспективе ехать под дождём всю ночь, сразу спрыгнул с дороги на скошенное поле и напрямую помчался к лесополосе. Заехал за неё и стал устраиваться. Сыро, комары, с деревьев за шиворот падают капли, а что поделать. Посадки из сосны и берёзы, так что с дровами проблем нет. Развёл костёр. Немного обсох, приготовил ужин. Пока возился, дождь перестал. Рядом слышна железная дорога.

239

День 18.

На утро опять перемена погоды. На небе лёгкие облачка, греет солнышко. На тёплом ветру вещи быстро высохли. В траве уже нет росы, и дождя как не бывало. Не спеша позавтракал. Стрекочут кузнечики, вокруг летают всякие крылатые гады, но комаров и мошки не много.

240

И снова счастье моё было не долгим. К двум часам пошёл дождь. Сперва пробно, на пару минут. Потом дождик начинался и прекращался неоднократно. Удалось даже вымокнуть немного.

241

Несколько раз подтягивал цепь. Она совсем растянулась и сильно шумит.

Остановился в Костроме. Сделал несколько фотографий храмов.

242243

244245

До Москвы добрался быстро. Дождей больше не было. Около 23 часов я был дома.

Заметил, уже когда шёл из гаража домой, что Москва пахнет как-то неприятно. Кругом запах табака, воняет чем-то, пьяные рожи. Короче, сплошная мерзость. Уже не первый раз ловлю себя на том, что мне очень неприятно возвращаться в этот город. Город власти и денег, а значит грязи, подлости и обмана.

И подумалось вдруг, что я снова хочу уехать. Видимо начало нового путешествия, есть возвращение домой.