История одной неудачной попытки. Или “С юбилеем!”.

56Где-то прочёл, что многие выкладывают на разных ресурсах отчёты об удачных поездках. И никто не выкладывает неудачные поездки. Вот мой отчёт о неудачной поездке. Я не смог попасть туда, куда хотел. Я проехал меньше, чем хотел. Мне не хватило смелости попробовать проехать там, где говорили: ”Дороги нет”. Эта поездка была насыщена падениями мотоцикла.

Перед поездкой я прекрасно понимал, что добраться в одиночку до Лабытнанги будет практически не возможно, и вся эта затея чистой воды афера. Я не смог найти себе попутчиков. Но это отдельная история. В Лабытнанги я и не добрался, и даже до Инты.

Поездку эту можно считать юбилейной, так как впервые в качестве мототуриста я поехал в 2002 году.

Возможно, что когда-нибудь я попробую ещё раз. А пока буду размышлять над ошибками, готовить новый маршрут и искать компанию.

День 1. 05.07.2012.

Выехал из гаража в 5 часов утра. До Вологды дорога совсем не интересная. Она уже мною много раз езженая. Доехал до Чекшино и свернул на Тотьму. Далее поехал на Великий Устюг. По дороге сбил ворону. Завалил насмерть. Она ела кого-то на дороге и не улетела. Подпрыгнула в самый последний момент и угодила под мотоцикл.

После Тотьмы начались участки с отсутствием асфальта. Иногда участки в хлам разбитой дороги сменялись кусками идеального полотна.

Уже после Тотьмы встретил мужчину на Honda Baja. Им оказался Геннадий Мохин. Он ехал из Вологды куда-то под Устюг к матери. Интересный собеседник и стаж путешествий у него огромный.

123

Дорога стала портиться. Хорошего асфальта становилось всё меньше. Остановился у придорожного кафе. Набрал воды на вечер, подкрепился чаем с пирожками и пометил у них территорию в сортире.

Добрался-таки до Коряжмы. Сперва, увидел знак “переправа” и ломанул туда. Но хреновый асфальт скоро кончился и начался жуткий грейдер с гребёнкой и сухим песком. Остановил машину. Поддатый водитель и его поддатая подруга любезно мне объяснили, что я еду не туда. А толком, как ехать туда они не объясняют. Не получается. Путаются в показаниях. Вернулся обратно, км 6-8. Увидел экскаваторщика. Он-то мне и объяснил, куда ехать.

В Коряжме нашёл паромную переправу. Но паром работает до 18 часов. Я опоздал. Поехал искать место для ночлега возле города. Еле нашёл, кругом дачи и посёлки всякие. Место это около Христофоровой пустыни. Хорошо, что темнеет не скоро. Место хорошее, сухое, много дров. Рядом проходит ЛЭП. Но вот съехать туда с дороги легче, чем выехать. Кюветный откос крутой и из сухого песка. Посмотрю утром, что из этого получится. Комары меня встретили гостеприимно и радостно. Но в эту поездку я взял накомарник. Лицо теперь не кусают.

С погодой повезло, весь день солнечно и без дождя. Бензин везде стоит 26.80, иногда 25.00.

Местное население поголовно ездит на всякой мелкой двухколёсной технике. В основном на китайских мопедах и маленьких мотоциклах.

Время почти полночь, но ещё светло.

За день проехал 1070 км.

День 2.

Утром было солнечно, но прохладно. Песчаный откос кювета удалось преодолеть с первой попытки. В 5.25 был на причале. Коряжма ещё спит, и народу на улицах почти нет.

45

Паромы коммерческие ещё не ходят, но зато ходят паромы лесовозные. Переправился нахаляву на лесовозном пароме на другую сторону реки Вычегда. Всё равно на него больше двух лесовозов не встаёт, а места ещё хватает на пару машин и на несколько мотоциклов. После переправы сразу начался грейдер из мерзкого глубокого песка и ям, засыпанных мелкой галькой. Стоит пылища страшная. Я сдуру свернул не в ту сторону. Быстро понял свою ошибку и поехал обратно. Не доезжая места, где неправильно свернул, не справился с управлением и разложился. Да так лихо. Сперва, я долго боролся, перекладывая мотоцикл с лева на право, но не справился и задел левым кофром камень. Кофр оторвало, как сбрило. Мотоцикл развернуло на 180 градусов. Канистра с водой лопнула, и я её выкинул, канистру с маслом оторвало от кофра и пробило. Но дырка была маленькая, и масло удалось спасти. Масло перелил в пластиковые бутылки, а остатки масла вёз в перевёрнутой вверх дном пробитой канистре. Кофр примотал к рамке верёвкой. Поехал обратно в Коряжму. На переправе поинтересовался, пока ждал паром, нет ли в городе аргонщика. Ребята сказали, что есть и объяснили где искать.

Паром мне на этот раз стоил огромных денег. С меня взяли непомерно много, аж целых 50 рублей. Сварщиков нашёл сразу. Это оказался гаражный сервис, типа как у меня, только поболее. Работают там отец с сыном, соответственно Сергей и Дмитрий. Сергей быстро и качественно всё приварил на место. Я поправил рамки, выгнул в прежнее состояние сетки под боковые канистры. Кое-что заклепали. В общем, всё исправили.

678

Пока Сергей занимался сваркой, сын его, Дмитрий, занимался машиной клиента. Сергей выделил мне пару канистр из под спирта под воду и бензин, и ещё канистру под масло.

На прощание мы обменялись телефонами. Вот телефон Сергея из Коряжмы: 8-921-484-10-90. Если кому вдруг придётся чиниться в тех краях, звоните смело. Помогут быстро и профессионально.

Поехал опять на паром, уже в третий раз. Глядь, а там водила лесовоза, с которым я утром переправлялся. Постоял, потрепался с ним и другими водителями в ожидании парома.

Дорога после переправы жуткое говно. Сухой рыхлый песок с галькой. Местами дорога сильно разбита лесовозами. С грузом ехать тяжело. На мне запас бензина и пара покрышек грязевых. По традиции у меня стоит почти лысая резина. Новую я решил поменять перед более трудными участками. Местами попадаются очень хорошие участки асфальта, но очень небольшие. Местные на ИЖах носятся, только пыль столбом.

910111213

Вдоль дороги много заброшенных изб. В пару из них я заглянул. Внутри сено и остатки чьих-то ночёвок. Кругом всё заросло малиной и бузиной. Зрелище угнетающее.

1415

1617

К 21 часу очень вымотался и решил закругляться. Встал около ручья, впадающего в речку. Вода в ручье коричневая. Комары жрут нещадно. Зато слышно из палатки, как вода журчит. Это успокаивает. Кругом песчаные муравейники. Они странные какие-то, похожи на маленькие термитники.

1819

В это время года здесь почти не темнеет. Всё можно сделать при свете дня. Приготовил на ужин гречку с тушёнкой. Положил туда приправ всяческих. Получилось вкусно. Чай у меня крупнолистовой, намешан из разных сортов. Там и чёрный, и зелёный, и травы всякие. Так что чай получается ароматный и вкусный.

Перед приготовлением пищи, пришлось решать головоломку. Банка с солью застряла в кружке. Чтоб банка не гремела, я обернул её газетой. Вот её там и заклинило. Еду посолить можно, но не из чего пить чай. Банку разбивать нежелательно, в чём тогда соль везти. В общем, выдолбил я банку из кружки. Почти без жертв. Только ручку от кружки частично оторвал.

Ночевал недалеко от Яренска. Проехал за день около 200 км.

День 3.

После Яренска идёт асфальт. А после Вогвоздино на Ухту очень хороший новый асфальт.

2021222324

Остановился в деревне Ляли подтянуть и смазать цепь. Заметил, что потерялась защёлка от замка цепи. Поставил другую, из старых запасов. Задняя звезда совсем износилась, зубчики совсем острые. Надо её вскоре менять. Утром было жарко, но к 12 часам посвежело. На небе облака. Но так ехать гораздо комфортнее. Ближе к Ухте несколько участков ремонта дороги, но они небольшие. Хотя ехать по свежерассыпанному щебню нелегко. Камаз высыпал его прямо передо мной.

2526272829

3031

В Чиньяворке остановился пообедать. Вскоре доехал доУхты. На первой же заправке встретил мотоциклиста на Валькирии. Зовут Дмитрий. Он помог мне найти местных мотоциклистов. Дмитрий проводил меня до Сосногорска к некоему Игорю, и передал меня из рук в руки. Игорь строит себе солидный кастом на базе V-Max. В его гараже я поменял резину, звёзды и цепь. Теперь у меня крейсерская скорость 80 км/час. Звёзды 14/48. После окончания процедур, поехали к Игорю домой. Там меня покормили. Игорь нарисовал, как мне ехать дальше. В связи с ремонтом в квартире, ночевать я поехал на озеро, до которого Игорь меня любезно проводил. Резины лишней теперь нет, так что ехать стало поудобней.

3233

Ночевал под Сосногорском. Проехал за день 407 км.

День 4.

Проснулся около 7 утра. Собрался и поехал в Нижний Одес. Там заправился по полной. Вышло около 35 литров. Груз опять большой.

Свернул с асфальта на зимник на Ираель. Он проходит мимо городской свалки. Это полная жопа (по крайней мере для меня). Глубокий и очень сыпучий песок. Если ехать быстро, то ничего. Да одна беда, разогнаться особо негде. Дорога вся кривая в ямах и колеях. Очень тяжело перескакивать из колеи в колею. Несколько раз разложился. Раз с трудом удалось поднять мотоцикл. Искупался в жидкой глине. Машины здесь в сухую погоду легко проезжают, даже легковые, только аккуратно. Если остановиться, то трудно потом тронуться и набрать скорость. Мне повезло, я ехал посуху, дождей давно не было.

Притормозил у небольшой речушки помыть лицо и руки. Вода чистая, прохладная. Начался небольшой дождик. Взгляд остановился на чём-то странном в кустах у берега. Предмет явно не местный и странный для этих мест. Он был идеально круглый и ярко-жёлтый. Вброд дошёл до кустов и выловил из воды …… грейпфрут. Свежайший. Вот откуда он взялся? Я его помыл, почистил, да сожрал. Так то! Настоящий жид даже в такой глуши свежие фрукты достанет.

3536373839

Добрался до Каджерома без проблем. Грейдер всё тот же песчаный. Был участок твёрдого грейдера и даже небольшой участок хорошего асфальта. В Каджероме местный как-то хреново объяснил, где въезд на строящуюся федералку. (Местные, они вообще как-то всё хреново объясняют. Типа: там увидишь и сразу всё поймёшь.) Я нужный поворот проскочил аж км на 20. Грейдер очень хороший, вот я и разогнался. Видел сбитого зайчонка.

404142

Потом остановил нефтевоз усилием воли и спросил, куда мне ехать. Тут-то я и понял, как круто промахнулся. Вернулся на съезд с грейдера на федералку. Там полный кошмар. Глубокий рыхлый песок. Ехать я по такому не умею. Да ещё дождь идёт то тише, то сильнее. Песок попадает между цепью и ведущей звездой, набивается там плотно и трансмиссию клинит. Приходится откатывать мотоцикл назад, чтоб высыпался песок и ехать дальше. Я не еду, а ползу еле-еле. Доехал до КПП со шлагбаумом. Подошёл к охране узнать о возможности проехать. Люди приятные, приветливые. Угостили кофе горячим, конфетами. Я посидел у них в вагончике, потрепался. Один из них когда-то ездил во Владивосток за машиной и для общей широты знаний. Уже около 24 часов отъехал от КПП метров на 500 и поставил палатку около ручья. Мотоцикл оставил прямо на дороге. Ужин готовить не стал, так как устал очень и сыро кругом от дождя. Утром можно дойти до КПП и приготовить еду у мужиков в вагончике.

Иногда болит спина. По дороге надел пояс специальный. Так полегче подымать мотоцикл. Ну и адреналин делает своё дело. До Чикшино осталось около 20-30 км. Ночью светло и можно писать в закрытой палатке без света фонарика. Дождь вроде утих, а вот комары беснуются. Слышен шум железной дороги, но мне это не мешает.

4344

Проехал за день 278 км.

День 5.

Спалось хорошо. Ночью было тепло. Дождя больше не было. Утром приготовил чаю, позавтракал. Не спеша собрался. Посмотрел, что с цепью и передней звездой. Всё нормально. Слегка погнут болт защиты передней звезды. Видно камень попал. Погрузил на мотоцикл пожитки и, оставив его на дороге, пошёл на КПП попрощаться с мужиками и сделать фотографии.

Охранников зовут Анатолий, Евгений и Михаил.

4546

Доехал до Чикшино. Недалеко от него начался участок хорошего нового асфальта.

474849505152

В посёлке я остановился у магазина и купил себе поесть. После Чикшино асфальт кончился и начался грейдер. Но твёрдый и относительно ровный. Проехал по нему немного и начался дождик. Я остановился у придорожной беседки и устроил себе лёгкий перекус из купленного в магазине кефира и пряников.

Вскоре добрался до Печоры. Переправился на пароме на другую сторону аж за 57 рублей. Сдачу и чек принесли. Заехал на первую заправку. Гляжу, стоит Ducati Monster. Я удивился, что в Печоре есть такой мотоцикл. Вышел хозяин. Зовут его Байрам. Он пригласил меня в гости. В гараже у него произвёл некоторые процедуры с мотоциклом и, оставив его там, на мотоцикле Байрама поехали к нему домой. Там я отмылся и покормился. До вечера засиделся у него.

53

Потом он меня проводил к выезду из города. Это около железнодорожного вокзала. И я отправился в сторону Сыни.

Весь день идёт дождь. Дорога вся раскисла, но ехать можно. Видел по дороге гусеничную технику, но в ней никого не было. В глубокой колее сел на кофры, боковые сетки для канистр и на двигатель. Еле вытолкал мотоцикл. Решил впредь в затопленные колеи без промера не соваться.

5455

Добрался в итоге до развилки с газопроводом и не пойму, куда ехать. Видно, что ездят во все стороны. Прямо идёт дорожка похуже. Я решил, что мне туда. Дорога окончилась у речки. Переехать вброд можно, речка не глубокая, но течение сильное. Видно, что и тут иногда ездят, но я не уверен, что мне туда. Решил вернуться к перекрёстку с газотрассой и ждать народ. Вдалеке что-то шумит, но не понятно, то ли едет кто, то ли шум с железной дороги.

Дождь заметно усилился. Я решил ставить палатку. Но вокруг сплошное болото. Всё мокрое и в лужах. Нашёл рядом небольшое местечко относительно ровное. Пришлось нарезать кучу лапника, чтоб не ставить палатку прямо в воду. Комаров не просто немеренно, а миллион раз немеренно. Такого аншлага по поводу моего приезда я ещё нигде не встречал. Когда ставил палатку, сломалась одна растяжка. Под таким ливнем починить её не просто. Я примотал армированным скотчем к сломанному месту несколько веток и кое-как поставил палатку. Мотоцикл оставил на краю дороги. Затащил в палатку пенку и спальник и пишу этот опус.

Я весь в глине. Кругом гудят комары. Слышны какие-то звуки работающей техники. Выходить из палатки стрёмно. Одеваться долго, всё мокрое и грязное. Да и растяжка держится еле-еле. Связи нет, но временами мне проходят SMS.

Проехал за день 115 км.

День 6.

Из палатки не выхожу. Выглянул, мотоцикл стоит.

565758

Плохо, что воды в палатку не взял. Спал плохо. Впадал в дрёму и просыпался. Но было тепло и сухо. На лапнике даже очень комфортно. Если бы не сломанная растяжка, то совсем хорошо. Вещи все мокрые. Одеваться не охота, а придётся. Проехала гусеничная техника какая-то, но свернула на газотрассу.

596061

Вот сижу и думаю, что делать. Надо палку от палатки поменять. А для этого надо палатку собрать. И куда ехать дальше. Дождь не проходит, да ещё порывы ветра сильные. А обратно ехать, то опять по грейдерам. Если и там дождь прошёл, то мне не сладко будет. Можно на поезде из Печоры. Или на пароме до Вуктыла. В общем одному тут в такую погоду делать нечего.

Наконец-то собрался с духом и вылез из палатки. Походил, побродил, подумал. Вижу, вездеход обратно едет. Остановился около меня. Мужики сказали, что по газопроводу лучше не ехать. Там болота в низинах глубокие и на железнодорожное полотно с него выезда нет. А в сторону ручья это на Аранец, как раз, куда мне надо. Но, говорят, там тоже страшные болота, что даже его на вездеходе туда не пускают. Хотя от перекрёстка до речки хороший неезженый грейдер.

Неспеша отремонтировал растяжку палатки. У меня было запасное звено. Потом развёл костёр. Сразу полегчало. Раз уж есть огонь, грех и пожрать не приготовить. Рядом суетился горностай. Я встал рядом с его норой. Сварил гречки, поел. Не торопясь собрался. Пока готовил, вездеход опять проехал мимо.

Решил ещё раз подъехать к речке. Воды заметно прибавилось. Если вчера я её легко перешёл вброд, и воды было чуть выше голенища ботинок, то теперь по колено минимум. Ходил туда-сюда, мерил форватер. Но одному страшно. Поставил метку у берега, засечь, как вода прибывает. Прибывает и быстро. Течение стало сильнее, вода мутная.

Между туч появились просветы синего неба, и иногда выходит солнце. Хотя небо всё ещё в тёмных тучах. Разгрузил мотоцикл. Развёл костёр. Сушусь. Думаю, как поступить. То ли речку форсировать, то ли в Печору вернуться, то ли здесь денёк потусить, может вода спадёт.

Но вода всё прибывает, и течение становится сильнее. Вчера вода текла чистая, а теперь мутная, с песком. Решил ехать обратно. Вот так обломалась моя мечта. В сухую погоду эту речушку можно переехать даже на замочив ботинок, но ….. Увы!

626364

Вернулся в город. Встал у вокзала. Думаю то ли на поезд грузиться, то ли так ехать. У вокзала подошли поговорить двое местных. Они знают Байрама. Решил на ночь вселиться в гостиницу. А то последнее время всё больше с палаткой маюсь, чем еду. Да вот беда, в городе нет платной охраняемой стоянки. Тут люди повстречались из дома напротив вокзала. Я спросил у них, нет ли рядом охраняемой стоянки, а они тут же предложили мотоцикл поставить к ним в гараж. Павел, чей гараж, дал мне свой телефон. Сказал звонить в любое время, как соберусь забрать мотоцикл. Поставил мотоцикл и пошёл оплачивать гостиницу. Выхожу из гостиницы (а она прямо возле вокзала), навстречу едет мотоциклист на Вулкане. Подъезжает прямо ко мне и спрашивает, Александр ли я. Жаль, говорит, что за гостиницу уже заплатил, а то бы у меня переночевал. Но поехали ко мне, поужинаешь. Он живёт в своём доме с родителями не далеко от города, 1.5-2 км. Попросил немного обождать и ненадолго отъехал, чтоб сменить мотоцикл. Приехал уже на Урале.

65

Очень приветливый и приятный человек. И мама его тоже. Очень радушно встретила и покормила вкусно. Я поужинал, попили чаю, поговорили и Руслан отвёз меня в гостиницу. Там я отмылся и завалился спать.

Проехал всего ничего.

День 7.

Спал неплохо. В номере был один. Но было непривычно темно, в номере не было окон. Пару раз просыпался и не мог сориентироваться в пространстве. Утром около 10 часов позвонил Руслан. Он уже был около гостиницы. Забрал мотоцикл у Павла, и поехали к Руслану домой. Попили чаю. Приехала его мама из города, а Руслан отъехал по делам. Вышло солнце и стало тепло и сухо. Я на крыльце дома разложил вещи сушиться и проветриваться. Закралась мысль вернуться на грейдер. Но я её отмёл. Туда надо ехать в компании.

Пока не было Руслана, я общался с его мамой. Очень приятно с ней разговаривать. Они коренные ингуши. И она мне рассказала много интересного про их обычаи. И про то, как их семья приехала в Печору. Как они работали в лесхозе и как они жили в старые годы на севере. Такой приём меня очень порадовал.

66

Вернулся Руслан. Его мама нас накормила обедом, и мы поехали на мотоциклах в Чикшино. Руслан ехал очень не медленно. Урал держал дорогу очень хорошо. Приехали все в пыли. На базе у Руслана поужинал. Что-то я весь день много ем и мало еду. Поменял передние колодки. Новые сносились до металла, а я ими в грязи и не пользовался совсем. Поставил старые. Собрался и поехал. Отъехал от базы км 2-3 и начался асфальт. Разогнался. Решил перестроиться с более низкой полосы на более высокую, свежеположенную. Да под таким острым углом только дебилы так делают. Короче на глазах у мужиков на катке я так наеб….. пи-пи…. упал, что аж об канистру, закреплённую перед фарой, или ещё обо что-то морду разбил. Нос весь ободрал. Кровь из носа потекла, руку правую от локтя и ниже сильно ушиб. Головой треснулся. Потом выяснилось, что и плечо правое разбил немного. Мужики помогли поднять мотоцикл и выкатить из кювета. Канистру, что была перед фарой, пробило. Бензин вытечь не успел. Я его перелил в другую канистру. Опять пострадал левый кофр. Рамка треснула, но выдержала. Но самое обидное, погнут руль. Погнул ключ зажигания. Пытался выправить и сломал. Остатки ключа остались в личинке замка. Замок поворачивал остатками ключа. Доехал обратно до Чикшино. Опять к Руслану. Там ослабив траверсы, провернул обратно перья. Выровнял, на сколько, можно руль. Починил крепёж кофров. Мне сильно помог Руслан и его друг Евгений. Нашли мне йод для морды, инструмент и саморезы, вместо оторвавшихся клёпок. Сказали не париться и оставаться у них в вагончике ночевать. А начальство пофигу. Поскольку крышка бака открывается тем же ключом, что я сломал, а запасного я не взял, то пришлось проделать такую манипуляцию: Я аккуратно вынул остатки ключа из замка зажигания и засунул его в крышку бака. Остатком ключа повернул замок в крышке и снял её. Отвинтил панельку снизу крышки и удалил фиксаторы. Панель привинтил обратно, а фиксаторы с пружинками заначил в кармане до лучших времён. Потом достал остатки ключа из замка пробки и засунул обратно в замок зажигания.

676869

Проехал около 60 км. Мало, но зато как весело.

День 8.

Встали около 6 часов. Я быстро собрался и поехал. Через 25 км доехал до КПП. Там меня встретили, как старого знакомого. Попил с мужиками кофе с бутербродами. Сказали, что вовремя я вернулся. На днях перекопают экскаватором дорогу, чтоб народ не пытался проехать. Поехал дальше. Грейдер укатали и он стал потвёрже. Ехать заметно легче. Через 8-9 км свернул на Каджером и без особых приключений доехал до поворота на Ижму. Быстро устаёт правая рука. Я когда упал, сильно ей ударился. Иногда кисть начинает сводить. Прошёл дождь, но опять светит солнце.

За этот день дождь и солнце чередовались несколько раз.

Говорят, есть дорога из Чикшино на Вуктыл через Берёзово. Но там вроде как мост продавили и есть, то ли брод глубокий, то ли болото. Но народ на больших грузовиках там ездит.

После ночных дождей дорогу от Ираеля развезло. В целом ехать не сложно, но ближе к Нижнему Одесу я утонул в лужице небольшой так, что выхлопная труба ушла под воду. У лужи уже стояли мужики, ждавшие подмоги. Они помогли мне выудить мотоцикл. Сказали, что я как назло выбрал самое глубокое место. Мотоцикл воды набрать не успел и сразу завёлся, на удивление мужиков. По этой луже бодро проезжали Сайгаки, для них это ерунда. Потом был совсем раскисший участок дороги. Там ковырялся экскаватор и пытался её хоть как-то сделать. Этим же экскаватором пришлось тянуть его же тягач из этой колеи. Перед этими манипуляциями я там успел проехать. Без помощи. Хотя и хлопотно мне это было. Приходилось сбивать края колеи, чтоб не снести об неё кофры.

717273

Дальше проблем не было. Из Нижнего Одеса позвонил в Ухту Сергею с сайта “Оппозит”. Сергей определил меня на постой к своему другу. Только я зря людей столько напряг. Надо было сразу ломиться на Вуктыл. И время бы сэкономил, и народ бы не дёргал попусту.

Проехал за день 296 км.

День 9.

Спалось хорошо. Утром светит солнце и тепло. Забрал из гаража мотоцикл и поехал в Вуктыл. По дороге остановился у того самого озера под Сосногорском, где ночевал ранее, чтоб подтянуть цепь. В Нижнем Одесе опять заправился и поехал далее. Перед Вуктылом переправился на пароме через Печору. Денег с меня не взяли. Наверное, у меня очень красивые глаза. Катер буксировщик носил имя “Курган”.

7475

Доехал до поворота на Вуктыл и поехал в город в магазин за едой. Около магазина перекусил и поехал обратно на КС-3.

Как только свернул к компрессорной станции, навстречу выехало два джипа. Как вскоре выяснилось, это были начальники КС-3 и КС-2. На проходной мне сказали, что начальника сегодня больше не будет, и будет он только в понедельник. Решил встать на речке и ждать понедельника.

Приехал на паромную пристань за городом. Тут полно дальнобойщиков. Сразу пригласили выпить. Сказали, что можно встать рядом с ними. Но мне хотелось у реки, и чтоб народу поменьше. Нашёл подходящее место. Смотался ещё раз в магазин и докупил провианта. Стоять–то долго. Купил себе сладенького, консервов, компот ананасовый, хлеба. Будет мне небольшой пикник на выходные.

Поставил палатку. Мошки здесь много. Её набилось тьма тьмущая между тентом палатки и самой палаткой. По берегу полно валяется сухого топляка, так что с дровами проблем нет. Вода чистая. Я искупался и постирался. К вечеру приготовил ужин.

76

Аппетит был хороший, и я слопал всё приготовленное сразу. Вечером активизировались комары да мошка. Спасу от них не стало. Пришлось одеть накомарник. Мошки и комары так беснуются под тентом палатки, что кажется, будто идёт дождь.

Проехал за день 283 км.

День 10.

Наутро жарко и немного облачно. Комары встали в очередь на сетке входа в палатку и ждут возможности пролететь внутрь и укусить меня. Сволочи!!!

Весь день жарко. Несколько раз купался. Печора с этой стороны мелкая, и глубже чем по пояс я места не нашёл. Днём одолевают слепни и оводы, а к вечеру комары и мошка.

Когда вчера ездил в город, обнаружил, что некоторые девчонки в Вуктыле весьма не дурны собой. Высокие, с большими сиськами (разумно) и не сублимированные, как недокормленные модели.

Берег реки изрядно засорен всякими железками, остатками цепей и стальных тросов. К вечеру набежали облака, и стало не так жарко. Я чтоб изгнать мошек и комаров из-под тента, положил в предбаннике палатки несколько тлеющих головешек, а сверху их накрыл травой. Насекомых вроде стало меньше, и палатку прокоптил.

Оводы такие крепкие, что когда по нему бьёшь, он не ломается, а улетает. И только после ряда быстрых и точных ударов в область глаз и печени он падает, но пытается запустить двигатель и взлететь. Тут необходимо взять камень, положить мерзкую муху на другой, треснуть им посильнее по ней. Не то что бы мне неприятно смотреть на агонию овода, нет. Просто я думаю, что у него после перезапуска всех программ всё починится, и он опять взлетит и захочет меня укусить.

Отсюда паромы ходят на Печору. Говорят, что перевезти грузовик такой, как Урал стоит 30000 рублей. Но я могу что-то и напутать.

Разбитый нос и плечо покрылись коркой, и рожа выглядит немного некошерно.

В ивняке вдоль берега постоянно идёт какая-то птичья возня. Они там щебечут на все голоса и перелетают с места на место.

За день я здорово обгорел. Стал весь красный. От этого и от укусов злобных насекомышей кожа чешется. Сей час около 20 часов, и я спасаюсь в палатке от насекомых. Днём это невозможно, так как в палатке очень жарко.

Видимо я заснул. Проснулся около 22 часов. Прошёл лёгкий дождик, даже палатку не намочил. Я вылез готовить ужин. К ночи комары словно ошалели. Их стало ещё больше и добавилась мошка.

День 11.

От безделья не знаю, чем заняться. На солнце очень жарко, в палатке совсем невыносимо, как в бане. Утром было легче. Дул сильный ветер, было прохладно и хорошо. Ветер сдул всех насекомых.

Пока я ещё спал в палатке, припёрлись какие-то малолетки, типа на рыбалку. Постоянно жутко матерились и громко рыгали. Торчки, одним словом. Я услышал от них только одну дельную фразу:”Ну его нах…эту рыбалку, может лучше пойти водки нажраться”.

Когда вхожу-выхожу из палатки, внутрь проникает некоторое количество комаров, и потом мне с ними приходиться бороться. Весь пол усыпан трупами, а на стенах красные пятна.

7778

Ветер продолжает дуть весь день, но не так сильно, как утром. Что странно, комары пытаются меня укусить даже на открытом солнце. Но их мало и можно проигнорировать.

Пообщался с местными. Говорят, что можно объехать КС-3. Но лучше официально, так как по трассе иногда проезжает мобильная охрана. Хотя вроде как не пустить меня туда не имеют права, но начальник КС-3 здесь барин. Как пожелает, так и будет.

Болячки с носа и плеча отошли сплошным лоскутом. Жаль похвалиться не перед кем удачно проведённой операцией.

Палатку надо бы поскромней в размерах прикупить. В этой конечно хорошо, много места, в дождь можно все вещи внутрь затащить. Но уж больно большая для одного, и места много занимает.

К вечеру жара спала. Дует ветерок и в палатке совсем не душно и не жарко. Побаловал себя ананасовым компотом. Потом слегка вздремнул перед приготовлением ужина.

79

День 12.

Утром пошёл дождь и погода испортилась. Стало пасмурно и влажно. Пикник окончился. Доехал до компрессорной станции. Там сказали, что сперва надо получить разрешение на проезд в заповедник. (А в пятницу сказать не могли?!!!!) Помчался опять в город. Нашёл контору заповедника. На получение пропуска ушло минут 15-20.

80

Долил бензина и снова на КС-3. Там сотрудники охраны с пониманием отнеслись к моему желанию посмотреть красоты Урала. Дали мне бумажки всякие и я, высунув язык, сосредоточенно вписал в них всякие буквы. При затруднениях, мне подсказывали, что и где надо писать. В общем, минут через 40 пропуск был у меня в руках. И вот я уже проезжаю в заветные ворота через заветный шлагбаум.

Выехал за территорию КС. Дорога там очень хорошая. Ровный плотный грейдер. Хоть асфальт клади. Виды открываются изумительные. Недалеко от КС встретил рыбаков. Они собирались сплавляться куда-то по реке на несколько дней. Остановился, пообщался. Собеседник назвался Эдмундом. Говорят, до Сосьвы доеду, до Хулимсута. А дальше не знают.

По дороге встретился джип местный. Мужики остановились. Поинтересовались кто, откуда, куда. Удивились. Дали свой мобильник. Они из Приполярного. Если что надо будет, звони, поможем. Мужчину, который дал телефон, зовут Николаем.

Грибов видимо-невидимо. Я их прямо с дороги вижу. Похожи на подосиновики и бодберёзовики.

10581828384858687888990919293949596979899100101102103104106107

Перевалил перевал Пеленёр. Видел там разбитый вертолёт. Перевал очень крутой. Дорога по нему очень плохая. Большие булыжники и осыпающиеся камни. На подъёме очень устали руки. Пытаясь остановиться, не удержал мотоцикл и упал. Но удачно. Вниз не скатился. На самом перевале, на верху, всё как-то сурово. Тучки, дует ветер сильный. Влажно и прохладно. Но от адреналина мне тепло. На спуске тоже было стрёмно. Но, что удивительно, я ещё пытался по сторонам башкой вертеть. Интересно же и красиво.

Местные все, как один, говорят, что дальше Сосьвы никак. Там болота страшные. Только зимой можно. Встречный редкий народ охотно общается. Почти все ездят под градусом.

На ночь встал у реки Яныг-Менгвья. Сразу развёл костёр в надежде отпугнуть обещанных медведей. Комары же огня не испугались и жрали меня нещадно. У места ночёвки грибов не оказалось. А жаль. Памятуя, какие грибы я видел по дороге, хотелось бы сорвать парочку для ужина.

Самосвалы едут в обе стороны даже поздно вечером. Что они делают, я не ведаю.

Днём у какой-то речки встретил двух мужиков на раздолбанном Урале (мотоцикле). Приехали на рыбалку. Один совсем поддатый – Дима, второй чуть-чуть – Саша. С ними был пёс хромой. Говорят, увидел дичь какую-то и выпрыгнул на ходу из коляски. Так лапу переднюю и повредил. Молодой, неопытный, всего три месяца.

А самосвалы те лес возят, однако.

Проехал за день 237 км. Всё на одном баке. Странно.

День 13.

Спалось хорошо. Было тепло и сухо. Место ровное, дров много. Чистая вода.

Наутро чуток покусали комары. Долил бензин. Влезло меньше 10 литров.

Доехал до переправы на Хулимсунт через Северную Сосьву. Здесь грузят лес на те самые самосвалы с баржи. Поговорил с мужиками. Дороги нет, есть зимник. Но он летом весь в болото ушёл. Жаль, что я один. Я бы обязательно попробовал пробиться через Пунгу или Агириш. До материка осталось всего ничего. Какие-то 150 км. Попробую с баржей договориться, чтобы до Игрима или Приобья доставили.

108109110112113114115 111

Капитан Валерий Диамидович, дал добро. Подогнал одну из барж к берегу, откинули аппарель, и я въехал на палубу. Крановщики же предложили погрузить мотоцикл краном, если что. Потом оттащили буксиром баржу с мотоциклом и пришвартовали к берегу. Стали снимать с мели баржу с лесом. Речка сильно обмелела за последние дни, и баржа хорошо сидела на мели. Пришлось звать на помощь ещё один катер. В воздухе витал аромат мата и спиртного. В два катера удалось стянуть баржу с мели.

Из леса этого будут делать лежнёвку для тяжёлой техники. Говорят, что скоро будут вскрывать трубу и менять её. Уже 30 лет лежит без замены.

Я лесом вдоль берега дошёл до баржи с мотоциклом. В лесу растёт много чёрной смородины. Ягод много, но они ещё зелёные. Много малины. Тоже зелёная. Шиповника много, но то же не зрелый. Около баржи я искупался. Осадка у неё всего см 30.

Болячка с носа слезла и следов почти не осталось. На плече отпечаток от “Полёта Скунса под Чикшино” ещё остался. Болит правая кисть, особенно если что-то долго держать.

Капитан сказал, что сплавляться дней пять. Я думал, что быстрее. Хватило бы еды.

Вода в реке коричневая от торфа. После купания я вылез весь позолоченный.

Погода портится. Кажись, будет дождик.

Я прилёг на барже и уснул. Пока спал, погода исправилась, и дождя так и не было. Когда разгрузили вторую баржу, уже вечерело. Ночевать остались на стоянке. Я перекатил мотоцикл поближе к аппарели и привязал его. Взял еду, палатку и спальник и перешёл на буксир. Палатку поставил на носу катера, над каютой.

День 14.

Утром быстро всё свернул и привязал обратно на мотоцикл.

Привязав баржи к буксиру, пошли вниз по течению Северной Сосьвы. Вода мелкая, глубина часто не превышает 1,0-1,2 метра. Несколько раз буксир садился на мель, но не сильно. Баржи не садятся. У них осадка 20-30 см. Двигатель стоит в катере МАЗовская восьмёрка.

116117118

Ещё вчера нашёл на барже с мотоциклом остатки книги. Видимо ей пользовались как срач-папиром. В ней нет начала, конца и части из середины. Книга повествует о приключениях Аллана Квотермена.

В начале дня приходилось всё время мерить глубину. Потом стало поглубже и команда отдыхает. Капитан за штурвалом.

Целый день ничего не происходит. Идём медленно, км 5 в час. Река здесь берега почти не имеет. Деревья и кустарники подступают к самой воде. Когда вода подмывает берег, тот рушится, и поэтому в воде вдоль берега много старых стволов и ещё живых упавших деревьев. Весь день стоит жара.

Ближе к полуночи сзади нас догнала гроза. Пока ещё было спокойно, катер с баржами встал к берегу. Как только мы пришвартовались, начался дождь. Поднялся сильный ветер. Катер сильно раскачивало. На реке появились волны. Их, конечно, не сравнить с морскими, так, рябь не большая. Гроза быстро утихла. Мы в это время как раз ужинали.

День 15.

Наутро быстро отшвартовались. Катер присосало к илу у берега. Скоро он смог отойти, развернулся и потащил баржи дальше.

Наутро погода ясная и будет снова жарко. Когда мы легли на курс, я опять пошёл спать, так как делать вовсе нечего. Книжку, точнее её остатки я прочитал.

На Северной Сосьве много больших островов. Они все поросли лесом. Некоторое время назад прошли посёлок Сосьва. Он находится прямо на берегу и достаточно большой. Попался на глаза ещё один толи посёлок, толи база охотничья. Дома стояли прямо на берегу среди деревьев, выглядели совсем свежими и сделаны были богато.

Пообедали. Я заметил ещё вчера, что горячую кастрюлю на стол ставят через книжку. Книга оказалась “На суровом склоне” Ирины Гуро. Роман о России 1890 – 1910 годах. Я потихоньку ей зачитался.

119120

121122

Мимо медленно проплывают лесистые берега. Я сижу на носу катера и между чтением иногда погружаюсь в свои мысли. А они о смысле этой поездки. Можно ли её считать удачной? Что и как делать дальше. Погода сегодня не жаркая. На небе облака. Дует прохладный, но не холодный, ветерок. Сидеть одному на носу катера комфортно. И всё это подстёгивает мозг на неспешные философские мысли о смысле поступков отдельных и все жизни в целом. И так я коротал время. Читал и думал.

Сейчас проходим очень сложный поворот на реке. Его называют из-за сложности Тёщина жопа.

В этих местах ловят сосьвинскую селёдку. Оказывается очень дорогая рыба. Ведро стоит около 10000 руб. Её отсюда обозами ещё Петру 1 доставляли. Ловят её бреднем. За один заброс можно поймать несколько рыбок. Редко удаётся вынуть сразу пол ведра.

Вечереет. Волнения на воде нет и от этого она похожа на медленно колеблющееся зеркало. Горизонт окрашен в фиолетово-сиреневые тона. Время около полуночи. Но в хорошую погоду, а она нынче такова, не темнеет. Это хоть и не полярный круг, но всё же север.

123

В книге, что я читаю, идёт описание этапа политических заключённых до Якутска по Лене. Я даже взял на себя смелость провести некоторую параллель с моим водным путешествием. Хотя это, конечно же не сравнимо, Лена и Северная Сосьва. Мой этап, это начало пути домой. Только дом для меня это не свобода, а обязанности. Дома меня ждут заботы и работа. Это и есть моя ссылка.

На ночёвку встали далеко за полночь. Всё не попадалось хорошее место. Вова ночью наловил рыбы. Это были щуки, окуня и сорога. И грибов набрал в лесу под утро. Когда я встал, то до отправки успел воздать должное природе на берегу. Мне так привычнее, чем в гальюне. Что вечером, что рано утром на мои нежно-городские причиндалы набросились комары. Их женская солидарная ударно-сосущая боевая группа. Пришлось спасаться бегством.

День 16.

После того, как я воздал почести матушке природе, и вскормил целое полчище комаров, меня отрядили на чистку рыбы. Окунь, зараза, чистился прескверно. Чешуя держится очень крепко. А щуку и сорогу я почистил быстро. Из голов и хвостов сварили уху. А остальное я пожарил. Никто не жаловался, хотя я заметно пересолил рыбу. Ели жареную рыбу и запивали её ухой. Я заварил свой чай. Он заметно вкуснее пакетичного. Если мою заварку прокипятить с водой по второму разу, то чай становится, чуть ли не как после первого заваривания. Это называется поднять нифеля. Этому термину я научился давно у честных сидельцев.

Утро было довольно прохладное, но днём разгулялось и стало жарко. Пока готовил, прошли село Агеево. Большое, расположено вдоль берега.

124125126127128129130131132

Днём переприцепили баржи. Поменяли трос на более длинный и крепкий.

133135134

В 20 часов пошёл несильный дождик. Берега реки стали более пологие. Теперь они часто с большими песчаными пляжами и лугами.

День 17.

Ночью шёл дождь. Наутро было пасмурно, но тепло. Ветра нет.

Река сменилась. Теперь это Малая Обь. Ода стала заметно чище. В ней меньше торфа. Здесь так же много больших островов. Леса на берегах стало заметно меньше.

У штурвала стоит Илья, самый младший член команды. Будет и ему новый опыт.

Красил палубу катера в красный цвет. Краски было всего чуть меньше двух банок. Растворяли бензином. Херня полная. Можно сказать, что красил не краской, а бензином. На эту палубу нужно ведро такой краски и красить в два-три слоя. Пока красил, весь перепачкался.

Очередную книгу дочитал. Скучновато она окончилась. По прочтении понял, что эта писанина не для меня. Не мой жанр. Ну хоть время убил. Другие имеющиеся книги ещё хуже. Про ментов да про мафию. Это уж совсем говно.

На ночную стоянку должны встать в Нарыкарах. Команда пойдёт по домам, а я буду сторожить судно. Около 20 часов причалили к берегу. Илья и Вова живут в этом посёлке. Вова родом из Башкирии, но волей судеб оказался здесь. Илья здесь родился и живёт. А капитан родом отсюда, но живёт в другом месте. Все разошлись, и я остался один. Докрасил палубу, приготовил себе поесть. Хлеб, к сожалению, кончился. Пришлось есть суп так. Попил чаю и вышел на нос подышать свежим воздухом. По берегу бродит собака. Она явно заинтересовалась мной. Видно, что псина ручная, и попрошайничает. Слазил на баржу проверить мотоцикл. Всё нормально. Стоит.

Берег здесь сильно глинистый, очень мягкий. Чем ближе к воде, тем сильнее засасывает в глину. Береговая полоса вся как бы из ступеней. Видно до куда доходила вода. Берег порос травой и мелким ивняком.

136137

На горизонте тучи, может дождь будет.

День 18.

Идём уже по Оби. Утром погода стоит ясная, но не жарко. Дует прохладный ветер. Вова остался на берегу, забухал. Капитан ждать его не стал. Илья и капитан забыли принести хлеба.

Делать совсем нечего. Я постирал водолазку и сижу, чешу репу, о том, что делать дальше и куда ехать. Я бы ещё куда-нибудь смотался, но у меня совсем нет передних колодок. А без переднего тормоза беда. Придётся ехать домой. А домой не охота.

Что-то я на этом корыте подустал. Как можно целое лето и больше ходить по реке и таскать баржи. Каждый день одно и то же.

Утром стоя на палубе, наблюдал, как щуки охотятся на мелкую рыбёшку. Щуки здесь много.

Прошли мимо посёлок Чимаши. Время около15 часов. Попали в короткий ливень с грозой. Обед готовил сегодня я, так как Вова остался в Нарыкарах. Да и не всё же без дела сидеть.

Зашли в посёлок Перегрёбное. Там проходит труба и стоит компрессорная станция. В посёлке к домам подведён газ. Посёлок выглядит богато, много магазинов. Фрукты и молочные продукты дорогие. Кг сыра стоит 340 руб. Колбаса варёная 170 руб меньше кг, киви 140 руб/кг, бананы 75 руб/кг. Купил там капитану водки и закусить. Из-за водки там и остановились. Себе купил пару бананов, пирожных, печенья и кефира. Продавщица сказала, что в пирожных есть внутри орехи. Обманула собака страшная. Чтоб у неё в доме комаров ночью было, как в тайге. Хлеба в городе нет совсем, даже сдобных булочек.

138139 

Прямо в черте посёлка растут кедры, а на них большие шишки. Хотел под деревьями полазить, шишку найти, да времени не было. Бананы, пирожное и кефир я почти сразу съел. Часть кефира капитану выделил на запивку. Кефир здесь тоже не из дешёвых, 60 рублей за литр.

Кстати буксир, на котором я нахожусь, называется Нях. Что это значит, не знаю. Капитан сказал, что следующий рейс будет в Саранпауль. Это посёлок, зимник в который я видел по пути из Вуктыла на Хулимсунт. Интересно было бы туда попасть.

140141142143144

Всё жалею, что не поехал далее на Хулимсунт и от него по зимнику до Пунги или Светлого. Лето не дождливое и можно было попробовать прорваться через болота. Плохо, что я один поехал, но найти компанию тяжело. Один из немаловажных факторов, это время. Его должно быть много, а у людей с ограниченным отпуском его нет. Две-три недели отпуска может и не хватить. Денег мало надо, если по дороге водку не жрать и в отелях не ночевать. Но это уж кому что. Я бы повторил попытку, но уже более правильно подготовившись. Хотя бы что касается резины. Ту, которую я поставил, можно эксплуатировать только в болоте да в зыбком песке. Даже по средней плотности грейдеру на ней ехать тяжело. При поворотах бросает в стороны, мотоцикл сильно раскачивается.

День 19.

Ааааллилуйяааа!!!!!! Наконец-то пришли в порт Приобье. Пришвартовались к куче барж в 4 часа утра и легли спать. Спалось не очень. Видно в Перегрёбном купили что-то не очень вкусное, и были позывы посетить гальюн. Утром капитан договорился с катером, который растащит баржи и даст мне возможность съехать на берег. Вещи я заранее упаковал. Бензин из большой канистры перелил по маленьким, а большую выкинул, чтоб места не занимала. Подключил свет в фаре.

Погода пасмурная, но дождя нет. Капитан ушёл по делам. Я с ним уже не увижусь. Илья решил уволиться и больше в рейс не ходить. Он тоже останется на берегу. Вова должен приехать после обеда. А мне бы скорее на сушу.

145146147

Уже будучи на берегу, посмотрел в ту сторону, откуда пришли. Там над горами в тайге разрастался чёрный гриб. Говорят, труба взорвалась.

148

При съезде на берег поскользнулся в глине на крутом подъёме и упал. Ребята с катера помогли мне подняться, и я поехал из порта. Из Приобья поехал в сторону Нягани. Асфальт шикарный. Скорость около 80 км/час, так как звёзды у меня стоят тяговые. Как ни странно, но при этих звёздах расход бензина сильно понизился, 230-250 км на баке. От Нягани можно ехать до Талинки, а от туда до Советского. Но я поехал по прямой на Унъюган. Асфальт тоже отличный, очень новый. Вдоль дорог растут малинники. Я решил посмотреть, много ли ягод. Малины завались. Ягода аж осыпается и под кустами на земле всё от них красное. В общем, я обожрался малины. К счастью комаров и медведей не было, и они не помешали трапезе. В Приобье было прохладно, но пока я поедал малину, погода разгулялась, и стало теплее.

В Унъюгане после железнодорожного переезда резко кончился асфальт и всякий намёк на него. Начался песчаный грейдер с лужами, так как недавно прошёл дождь. Я, было, расстроился, но потом даже порадовался. Резина стоит грязевая, вот пусть и отрабатывает. И ринулся в лечебные грязи. Грейдер идёт строго вдоль железной дороги. Если кто там поедет, не ошибётесь. Один раз нехорошо положил мотоцикл. Насилу поднял.

Там часто бывают пожары. Я проезжал многие километры сгоревшего молодого леса.

149150151152153

154155

Ровно через 42 км, в Коммунистическом, резко и без предупреждений, появился офигенный асфальт с разметкой. По дороге встречаются очень большие участки из плит. Но лежат они ровно, и ехать по ним хорошо.

В Советском заглянул в кроссовый мотоклуб. Мне ребята у магазина сообщили, что он там есть и показали, где он находится. Там мне разрешили расположиться и поменять цепь и звёзды. Заведует клубом Сергей Валерьевич Усов. Он терпел меня до тех пор, пока я не закончил процедуры. Потом он проводил меня до выезда из города.

156157

158159

На ночь встал в молодом сосняке. В нём тоже был когда-то пожар. Вечером было сухо и тепло. Быстро приготовил ужин и лёг спать. Комарья было очень мало, почти не было. Место это где-то за Югорском.

Проехал за день 246 км.

День 20.

Утром было тепло, но пасмурно. Позавтракал. А так как никуда не тороплюсь, сижу и пишу мемуары. Кругом какие-то большие птицы на вершинах сосен устроили перекличку.

Прошёл грейдер между Ивделью и Пелымом. Как только вышел на асфальт, начался сильный ливень. Но он быстро кончился. Потом опять посетил придорожный малинник. Ел, пока меня дождь не нагнал.

160161

Я опять от него поехал спасаться. Перед Ивделью чуть не обсох. Со скоростными звёздами да на кроссовой резине расход бензина вырос.

Спросил у гаишников дорогу на Серов. Они мне всё популярно рассказали. Сказали, что есть нормальная трасса с Ивделя через Вижай и Ушму через Перевал Дятлова до столбов выветривания. Там, говорят, очень красиво, Семиозёрье и всё такое.

В Ивдели заправился, подтянул и смазал цепь и поехал в сторону Перми.

162163

По дороге встретил два джипа московских. Один тащил другого на буксире. Когда я их обогнал и через некоторое время остановился долить бензин и позырить в карту, они меня нагнали. Остановились и подошли познакомиться. Говорят, коробка поломалась. Надеются в Екатеринбурге её починить. Ну, или до Москвы так дотащат. Обменялись телефонами и разъехались.

164165

К вечеру никак не удавалось набрать воды. В придорожных кафе отказывали, вода, мол, привозная, денег стоит. Уроды. Когда вставал, было уже совсем темно. В темноте проехал стелу Европа-Азия. Покрутился около неё с другой стороны дороги в поисках места, да не найдя, поехал дальше. Отъехав подальше от стелы нашёл место. Не очень, но что поделать. Нефига ехать до темноты. К вечеру заметно похолодало.

Проехал за день 553 км. Сожрал много малины.

День 21.

Утро было ясное. Небо почти чистое, но прохладно. Была сильная роса.

Доехал до Перми. Далее решил ехать на Киров. Свернул в Пермь и поехал по городу на обум. Видел в городе местные трамваи. Ехал по окраинам. Там в основном частный сектор. Видел ещё старые дома, явно дореволюционной постройки. У них низ каменный, а верх бревенчатый. Низ сложен из красного кирпича, окошки небольшие, сводчатые. Кирпич побелен. Есть и современные дома из панелей и кирпича. Поездив по городу выехал как раз куда мне нужно. Поехал на Краснокамск, потом на Очер и Афанасьево. Дорога с ямами в асфальте и кочками. Иногда попадались совсем дебилы водители. Едут так, что не понятно, что хотят. Высунется на весь корпус на встречку и не обгоняет, и так едет. Обгоняют тоже как-то странно. Сперва долго высовываются на встречку, как бы примеряются. Потом идут на обгон. Но делают это порой очень медленно. Долго трутся около обгоняемого грузовика, а как обгонят, то встают сразу перед ним и едут с той же скоростью. Приходится обгонять сразу две машины.

После развилки на Казань и на Киров, народу стало заметно поменьше. Места здесь красивые. Леса вперемежку с полями, и всё это по холмам. Встречаются глубокие овраги. Земля красного цвета, глинистая. После дождя стала скользкой и мягкой.

166167168169170

Много везут леса. В Афанасьево остановился заправиться. Там здоровая база. Много штабелей брёвен, готовых досок и бруса. Может пилорама какая, а может и ещё что. Там же в столовой поел.

171

Днём несколько раз шёл дождь, но не сильный и не долго. Хотя чаще светит солнце, стало заметно прохладнее. Пришлось одеть джемпер.

К вечеру встал не доезжая до Кирова. Свернул по объездной на Кострому. Недалеко от дороги нашёл место для ночлега. Встал в смешанном елово-сосновом лесу с примесью лиственных пород. Рядом обнаружил заросли молодых сосенок на песке с прогалинами и там огромные малинники. Пришлось опять наесться малины. Здесь её ещё больше. Кусты высокие и собирать ягоды удобно. Потом забрался в лес ставить палатку. Встал прямо на земляничной поляне. Нашёл немного спелой земляники. Собирая хворост, нашёл несколько грибов. Приготовил их на ужин. В лесу много бузины. Кусты так и усыпаны гроздями красных ягод. Очень красиво.

172

В лесу полно чёрных здоровых муравьёв. Похоже. Что я устроил костёр рядом с их тропой. Место, где я встал хорошее. Здесь и черники море и малины. Земляника, грибы.

Проехал за день 740 км.

День 22.

Утром на свету обнаружил, что кругом полно спелой черники. День начался с поедания плодов оной. И земляники. Её мало, но ещё есть. Походу закусывал малиной и искал грибы. Грибы искал из спортивного интереса. Найдя, не трогал. Утром я их готовить всё равно не стану.

173174175176177

Муравьям за то, что они меня ночью не сожрали, отдал часть своего завтрака. Я выследил, где у них муравейник и отнёс им презент поближе, чтоб они не таскали, да и чтоб не остыл. А то пока донесут, всё остынет.

Миновал по объездной Киров и поехал на Кострому. Проехал через город Котельнич. Приятный городок. Но дороги в нём говно.

Потом пошли небольшие посёлки и деревеньки вдоль дорог. Красиво. Кругом смешанный лес, всякие речки. Попадаются заброшенные дома и целые деревеньки. Я заметил, что часто у почерневшего покосившегося дома, без окон, с провалившейся крышей сбоку, прямо впритык к стене растёт большущий куст бузины. И брызги спелых красных гроздей на этом кусту, словно траур по умирающему дому.

Потом встретил Гарика из Ухты на V-Max. Я у него в гараже менял звёзды и покрышки. Он успел смотаться в Белоруссию и уже ехал домой.

Ближе к Костроме дорога совсем испортилась. Ямищи и ужасная колея. Впервые за всю поездку меня остановил гаишник. Скучно ему было.

178

Ближе к вечеру заправился и набрал воды из родника. Перед этим потратил некоторое время на подтягивание цепи. Так как тянуть было уже некуда, а цепь висела чуть ли не до асфальта, то пришлось удалить из неё пару звеньев. После чего цепь удалось натянуть, и она перестала шуметь. Миновал Кострому. Город красивый, но дороги в нём тоже говно.

Встал на ночь чуть отъехав от города. Вечер был теплый, но пасмурный.

Проехал за день 648 км.

День 23.

Ночью не мёрз и спал хорошо. Наутро разбудили какие-то грибники. Потом прискакала белка. Стала прыгать по соседним деревьям и громко стрекотать. Пришлось вылезать из палатки и завтракать. Пытался начаться небольшой дождик.

Дальше всё обыденно. По объездной мимо Ярославля и к Москве. Переславль-Залесский проехал по городу. Цепь шумит так, что противно становится.

Домой приехал в без малого 14 часов. Цепь и задняя звезда погибли полностью. Разгрузил шмотки дома, и перегнал мотоцикл в гараж.

Проехал за день 316 км.

В эту поездку я собрал все до единого чеки за бензин. Вышло у меня 6770 рублей. Общий пробег примерно 5500 км, это без расстояния сплава по рекам.

Весь бюджет около11000-12000 рублей.

Маршрут: Москва – Вологда – Чекшино – Тотьма – Великий Устюг – Коряжма – Яренск – Вогваздино – Емва – Ухта – Нижний Одес – Малая Пера – Ираель – Каджером – Чикшино – Печора – обратно до Нижнего Одеса – Вуктыл – Приполярный – переправа перед Хулимсунтом – сплав до Приобья – Нягань – Унъюган – Коммунистический – Зеленоборск – Советский – Югорск – Таёжный – Пелым – Оус – Ивдель – Североуральск - Карпинск – Серов – Новая Ляля – Нижняя Тура – Горнозаводск – Чусовой – Полазна – Пермь – Краснокамск – Афанасьево – Омутинск – Белая Холуница – Киров – Котельнич – Шарья – Мантурово – Кадый – Судиславль – Кострома – Ярославль – Москва.

На следующий день по запасному ключу зажигания изготовил дубликат. Остатки ключа из личинки вынул и выкинул. Пробку собрал в прежнее состояние. Поменял цепь, звёзды, резину. Выправил, как сумел руль. Поставил новые колодки спереди и сзади. Снял боковые рамки под кофры. Их я поломал. Надо будет их подварить. И нечаянно помыл мотоцикл и побрился.

179180