Байкал.

3Ещё в прошлом году в начале лета стоял вопрос о месте поездки. Уже тогда у меня было желание отправиться на озеро Байкал. Но мечтам не суждено было сбыться. Моему товарищу, Никите, дали отпуск в августе и на две недели. Поэтому в 2004 году мы поехали в Мурманск. Но мысль о Байкале я не оставил. Тогда решили, что следующая поездка если и будет, то на Байкал.

Время отъезда выбрали в середине июля. К этому времени я успел отпустить всех своих клиентов и подготовить мотоцикл Никиты к поездке. Пришлось сварить ему багажник под сумки, а что бы те поместились, удалить глушители. Ещё ему предстояло пройти ТО, но здесь обошлось без проблем. Настал момент, когда все сборы были завершены, снаряжение было навьючено на мотоциклы. Рано утром 16 июля мы выехали.

 

В первый же день не обошлось без приключений. Мало того, что у Никиты мотоцикл был на обкатке после ремонта, быстро нагревался, и приходилось ехать не спеша, так ещё в км 30 от Владимира в двигателе что-то застучало. Я уж подумал, что погиб коленвал и, прикинув, что поездка может обломиться, так и не начавшись, закатил истерику с руганью и визгами. Никита же был спокоен, как дохлый удав. Поорав, я успокоился. Рядом находился шиномонтаж, и в нём работали мотоциклисты местные. Как оказалось, у меня с ними были общие знакомые в Покрове. У шиномонтажа я и разобрал мотоцикл. Выяснилось, что треснул маховик прямо по окружности, проходящей по отверстиям для съёмника.

1

С одним из ребят смотался на своём “Урале” во Владимир и купил на авторынке маховик за 500 рублей. Быстренько всё собрал, движок работал отлично и мой психоз прошёл.

В прошлом году после ремонта двигателя Никита ехал на дачу на мотоцикле и его ночью сбил какой-то мент на машине и скрылся. Никита остался невредим, а у мотоцикла оторвало цилиндр. По весне не разбирая движка, я выправил шатун и установил новые поршень и цилиндр. Видимо при этой аварии маховик и треснул.

В этот день мы проехали немного. Остановились на ночёвку где-то под Вязниками. Место вроде неплохое, но вокруг было огромное количество крылатых муравьёв. В то время у них был лёт (время спаривания). Они лезли в еду, садились на лицо и одежду, облепили всю палатку. На утро встали пораньше, часов в семь, что бы побольше проехать и нагнать упущенное. Но не тут-то было. У Никиты сгорело реле зарядки на 500 W генераторе, и от перезаряда начали перегорать лампочки и выкипать аккумулятор. Генератор грелся, как кипятильник. Остановились у сервиса. Я разжился паяльником и припаял обычное реле. Процесс проходил под консультации товарища из Москвы по телефону. После ремонта всё заработало нормально, и дальше мы поехали быстро и без приключений.

Недалеко от Нижнего Новгорода встали на Волге на ночь.

234

К нам подошли три немца. Мужчины лет 55-60. Один из них хорошо говорил на русском, и, как я понял из разговора, кое-что понимал в мотоциклах. Мотоцикл у меня зелёный, весь расписан ромашками, колёса жёлтые, сидение обшито зелёной кожей и установлены некоторые технические примочки. Его всё это очень заинтересовало. Я объяснил, как работает мой масляный радиатор, как устроен маслонасос, как я отливал клапанные крышки с рёбрами охлаждения. Рассказал и про коробку, я в ней менял передаточные числа на 3 и 4 передачах, и про кованые поршни с жигулёвскими кольцами и многое другое. Один из немцев сказал, что у его брата есть Днепр с приводом на коляску. Узнав, что мы едем на Байкал, сказали, что тоже путешествуют и собираются до него доехать. Ехали они, как сказал переводчик, в домике на колёсах.

Ромашки на моём мотоцикле вообще вызывали живой интерес. В дальнейшем приходилось всем гаишникам и дальнобойщикам на остановках рассказывать, почему я их нарисовал. Я говорил, что старый хиппи и ромашки это что-то доброе и успокаивающее. Рисовал их не я, а мой друг, художник – аэрографист.

Как только солнце прогревало после ночи воздух, над дорогой появлялось несметное число всяких мошек, комаров, пчёл, жуков, в общем всяческих насекомых. От самых мелких представителей данного сообщества проблем было не много. Главное на ходу рот не открывать. А вот те, что покрупнее доставляли массу забот. Иной раз разобьётся об очки какая-нибудь здоровая жирная муха, размажет своё тело по стеклу и присохнет от ветра и солнца, потом не ототрёшь. Но по очкам ерунда. Иногда разобьётся о губы. Иные мухи ничего так на вкус, сладкие или безвкусные, а вот некоторые горькие и противные. А на ходу особо-то не плюнешь. Когда крупная стрекоза попадает в лоб или грудь на 80-90 км в час, мало не покажется. Стрекозы попадались в длину с сигаретную пачку, а с крыльями и того больше. Раз мне оса или пчела в рукав залетела и ужалила. За эту поездку часто приходилось отмывать фары от дохлых насекомых.

567

Перед Казанью свернули с федеральной трассы по ошибке. Что ошиблись, поняли не сразу. Дорога хорошая, да только тихо уж очень и нет дальнобойщиков. Сверились с картой. Выходило, что едем туда же и ещё прилично срезаем. Вскоре асфальт кончился, и началось покрытие из щебня. А в довершение зол мы оказались у паромной переправы. Паромщики заявили, что рейсов больше не будет, и придёться ждать до утра. К переправе подъехала гружёная фура и несколько легковушек. После недолгих переговоров с капитаном (посредником был местный бомбила) была выяснена цена вопроса. С фуры взяли 900 рублей, с легковушек по 200, а с нас по 50 рублей. Пока переправлялись, пошёл дождь.

8a

А впереди, как нам сказали, км 50 дороги нет, просто грунт укатанный. Почва там глинистая и от дождя превратилась в жижу.

910

Ползли мы по ней долго, все перепачкались, и комары нас живьём чуть не съели. Когда же начался плохой, но асфальт, мы были просто счастливы. Это началась территория Удмуртии. Народу ни кого, селений мало, кругом леса. Раз перед нами дорогу перебежал большой заяц. Народ в этих местах на “ИЖах” ездит, так как Ижевск рядом. На следующий день доехали до города Игра и выехали на федералку.

1112

1314

Дальше ехали через Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск. Под Екатеринбургом был участок дороги, где асфальт был покрыт огромными ямами, объехать которые иногда было нереально. Было ощущение, что дорога сползла с горы вниз и легла волной. Хорошо, что этот участок был невелик, и там шёл во всю ремонт. Клали новое полотно. Как-то уронил очки и разбил правое стекло. Пришлось вырезать замену из прозрачной пластиковой бутылки.

151617181920212223242526

От Омска до Новосибирска дорога идёт по болотам и полям. Смотреть не на что. Вспаханные поля, холмы, в низинах болота, редкие рощицы берёз. Так что в день проезжали 600-700 км. Недалеко от Новосибирска познакомились с мотоциклистом. Ехал он домой со своей девушкой. Обменялись телефонами.

В Новосибирске мы не остановились. Дело близилось к вечеру, и надо было выехать за город, что бы встать на ночлег. За городом я заметил, что у Никиты бьёт заднее колесо. Оказывается, не хватает десяти спиц. Пришлось ехать обратно в город. Там позвонили Александру (повстречавшийся мотоциклист). Он нас встретил и проводил к себе в гараж. Из запасов со старых времён выдал нам кучу уральских колёс. Из них я наковырял пару десятков длинных спиц и перетянул Никите колесо. Взял всяких спиц про запас и уже глубокой ночью мы поехали дальше искать место для ночлега.

Где-то между Новосибирском и Кемерово заметил, что левая выхлопная труба треснула за перемычкой и держалась на соплях. Пришлось помочь ей отвалиться. Свинтив с остатка трубы соловское переходное колено, я его заныкал в сумку Никиты до лучших времён, а остаток трубы закинул в кювет. После этих процедур мотоцикл стал реветь громче, но делать нечего, да и не привыкать.

2728293031

Дальше мы прибыли в Кемерово, город шахтёров. По дороге Никиту укусила какая-то муха, и у него отекло всё лицо. Картина была весьма живописная, и мы долго по этому поводу глумились. Хорошо, что отёк ему не мешал и быстро прошёл.

323334

В Кемерово мы остановились у автосервиса.

35

Я поменял на заднем колесе мотоцикла Никиты ещё несколько спиц и поставил новую покрышку. Старая была, лысая и я обнаружил на ней глубокий боковой порез до самой камеры. Себе же поменял гайку на ступице заднего колеса. Покрышку и гайку купили в местном магазине. Парень из сервиса позвонил в этот магазин своему другу, и он нас ждал уже после закрытия. За покупками меня свозили на машине. Магазинчик был хоть и не большой, но с весьма достойным ассортиментом и доступными ценами.

В Кемерово советовали не ехать на Байкал. Мол, нет там дороги между Красноярском и Иркутском, в Иркутске сплошные бандиты и хлебнём мы там горя. Езжайте лучше в Хакасию на солёные озёра, и дорога хорошая и спокойно. Но уж коли мы решили ехать на Байкал, то отказываться от этой затеи не стали, тем паче осталось до него немного. До Красноярска доехали без проблем.

363738

А вот после Тайшета дорога из асфальта кончилась, и км 300 мы ехали по бездорожью. 30-40 км дорога более менее, потом км 50 остатки асфальта, ямы, щебень, песок, колея. Всё это по жаре и в пыли. Если пропустишь перед собой фуру, то ехать за ней уже нельзя. Пыль столбом, дышать не чем и ни чего не видно. Навстречу едут группки праворульных машин. Это из Владивостока гонят машины на продажу. Из-под этих машин летят камешки и то же много пыли. Перегон машин это один из основных видов заработка местного населения. Если сами не гонят, то работают в кемпингах, парковках, придорожных кафе и столовых, на бензоколонках.

39

Перед Иркутском дорога опять стала нормальной, и доехали мы до Байкальска без проблем. На участке между Красноярском и Иркутском бензин АИ-92 стоил около 18 рублей, ближе к Иркутску и дальше, 17 рублей.

На подъезде к озеру дорога в горах очень извилистая. Подъёмы и спуски крутые, так что надо быть очень внимательным. После длинного подъёма дорога неожиданно идёт вниз и всторону, только успевай тормозить и поворачивать. Или после спуска резкий поворот, с одной стороны бетонный отбойник и обрыв, а с другой гора.

4041

В Байкальске течёт речка с милым названием Похабиха. Около вывески с её названием я не мог не сфотографироваться.

42

Нашли мы место для стоянки в 15 км от Байкальска на берегу. Я смотался в соседний городок и купил провиант и, конечно, омуля, а ещё ведро клубники. Рыбу я взял горячего копчения. А была там и холодного копчения, и вяленая, и солёная. Я как всё это увидел и учуял, чуть слюной не захлебнулся. Цены на рыбу смешные, 15-30 рублей за штуку, зависит от размера. Купил я восемь штук. Одну тут же съел, пока общался с продавщицей. Омуль рыба замечательная, оторвал голову, кожа легко отделяется, позвоночник вынул и остаётся два куска рыбы без костей. Если омуль хорошо приготовлен - съесть его можно много, я проверил. Ради него стоило ехать в такую даль, помимо всего прочего.

4344454647484950b

Вода в Байкале очень чистая и не такая холодная, как нам обещали. По моим меркам даже тёплая. Погода стояла отличная, жара, и что странно ни одного комара, ни днём, ни ночью, хотя рядом было болото. Ночью над горами были видны всполохи молний и слышны отдалённые раскаты грома. Но дождей не было ни разу. В первый же день я сгорел так, что потом не мог ни брюки одеть, ни куртку. Облезал после этого недели две.

Народ там спокойный и общительный, к нашим персонам проявлял интерес: как это на “Уралах” да в такую даль? А вообще к такому поступку относились с пониманием. Жить в такой большой стране и совсем её не посмотреть – грешно. Некоторые из тех, с кем мы общались, сами много где побывали. Кто машины из Владика гнал, у дальнобойщиков вообще работа такая. Но одно дело слышать о чём-то, или знать об этом, и другое дело самому всё посмотреть и испытать на своей шкуре. К сожалению, на Байкале мы были не долго. Надо было ехать обратно, поджимало время и деньги.

Для меня достижение озера Байкал не было основной целью поездки. Интересен сам процесс. Ехать местами, где когда-то проходили путешественники, о которых я читал в детстве. Увидеть, что такое настоящая тайга, переехать Уральские горы, пусть и не самую высокую их часть. Увидеть Сибирь. Она вызывает у меня ассоциации с чем-то безграничным, далёким и суровым. Ссылки, каторги, гулаги. А ведь это красивейшие места. И я там был и теперь могу поделиться своими впечатлениями. Это ли не есть богатство.

535455

Когда уезжали, стояла жара. Как только подъехали к Иркутску, погода испортилась. Сперва похолодало, и появился туман, а потом пошёл слабый дождь. Встали на ночь где-то не доезжая Красноярска. В лес вела укатанная грунтовая дорога. Свернув на неё, мы нашли не далеко от дороги укромное место, где и поставили палатку.

5657

В этом месте оказалось большое количество сов. Пока мы ставили палатку и готовили еду, они летали над нами. Потом они затихли. Ночью прошёл сильный дождь. Почва там глинистая и грунтовая дорога превратилась в кашу. Поскольку мы были на пригорке, мотоциклы сами скользили вниз. До дороги добрались легко, а вот преодолеть кюветную яму и выбраться на асфальт, было нелегко. Глина налипла на ботинки, и ноги соскальзывали с подножек, мотоциклы не повиновались рулю и ехали куда вздумается. Глина набилась между передним колесом и крылом. Колесо перестало вращаться, и получилась лыжа. Кое-как мы вытолкали друг друга на дорогу. Глина была такая липкая, что отковыривалась с трудом. Было похоже, что колёса слеплены из сплошного куска глины и весят немеренно. Кое-как поехали. Тут-то я стал мечтать о дожде, только вода могла смыть всю эту глину. Было сыро, но луж, как назло, не было. В редкие лужи я въезжал специально, что бы водой вымыло грязь из-под крыла. Когда же пошёл дождь, я был счастлив. Часа через три-четыре от глины почти ничего не осталось. Да и дождь вскоре перестал. В какой-то момент попали в сильный туман. Асфальт почти сухой, дождя нет, а из воздуха вода оседает на нас и мотоциклы и стекает, как во время дождя. Влага как бы зависла в воздухе и не выпадала в осадок. Хорошо хоть было тепло.

На участках бездорожья между Иркутском и Красноярском после дождей пыли не было. Но вот грязь из щебня, песка и глины получалась знатная. Хорошо она хоть не липла к мотоциклу. Протектор поднимал мелкий щебень, и он выбивал грязь из-под крыла.

5152

Не далеко от Кемерово на утро после очередной стоянки, погода выдалась отличная. Как только поехали утром, увидели речку с большим пляжем из мелкой гальки и песка. В этой речке мы помылись. Нашему примеру последовало ещё пара водителей. Видимо у дальнобойщиков это нормальное явление. Что касается меня, то помыться в реке или озере куда приятнее и халявнее, чем в душе в кемпинге.

5859

6061

День на пятый обратного пути проезжали живописное место у не большой речки. Это место мы заприметили ещё по пути на Байкал недалеко от Омска. Решили остановиться на ночь пораньше, что бы подольше отдохнуть.

6263

6465

От долгой езды и ёрзания по седлу, пятая точка совсем онемела и затекла. Хотелось походить или поваляться. Ехать было уже невмоготу. Место это представляло ровное пастбище вдоль реки, гладко выбритое коровами, лошадьми и овцами. Вокруг росли компактные куртины берёз. Молодой поросли вовсе не было. Все сухие деревья и сучья спиливались и собирались в кучи. Потом их сжигали. Это делалось, видимо, для того, что бы скотина не поранилась о сухие сучки, да и не сожрала чего лишнего. В траве в изобилии росла земляника, и запах кругом стоял изумительный. Интересно, у коров там молоко со вкусом земляники? На берегу росла странная берёза. Из одного пня расходились в стороны пять больших стволов. На них было удобно сидеть. Под берёзой в ямке было кострище, наверное, оставленное пастухами, так что все условия для отдыха присутствовали. Вечером над рекой поднялся густой туман, белый, как молоко. Сквозь него с дороги до нас доходил шум машин и размытые лучи фар.

Дальше ехали быстро. Останавливались на заправках и у магазинов. Очередная трудность была у нас недалеко от Екатеринбурга. На ночь мы встали в лесу в 500 метрах от дороги. За полосу леса вела лесная дорога, а за лесом большая поляна. Там мы и расположились. Ночью невдалеке встал “Камаз” с большим прицепом. Как назло выезжал он раньше нас. Под утро прошёл сильный дождь. Почва там, как и везде в тех краях, глинистая, так что грузовик, буксуя, сделал из дороги кашу да с большой колеёй. Выбрались мы оттуда с трудом. Глину я даже отковыривать не стал, уже надоело. От дождя она сама отваливалась большими кусками.

Через некоторое время миновали Пермь. От Перми до Ижевска места малонаселённые, даже машин стало меньше.

6667

Где-то после Игры встретили свадьбу. Мужчины стояли посреди дороги с бутылками водки и предлагали поучавствовать. Но мы проехали дальше. Остановились в придорожной столовой. Цены в ней оказались просто смешными. Для примера порция макарон 1р 96 коп. Я да же переспросил у милой продавщицы, но она убедила меня в том, что меня не глючит. Я набрал несколько порций макарон с жареной колбасой, чая и пирожков. Никита то же решил откушать. Продавщица засомневалась, найдут ли они такую большую одноразовую посуду, чтоб поместить мою порцию и смогу ли я всё это съесть. Она же не знала о моём таланте. Ем я быстро и много, что я ей незамедлительно и продемонстрировал. Тут в столовую вошла встретившаяся свадьба. Поинтересовались куда, откуда и зачем едем. Подивились. Заправились водкой и вином, и поехали гулять дальше.

Я спросил, часто ли у них свадьбы, народу ведь мало. Продавщица сказала, что каждую пятницу-субботу. Пока мы ели, в столовую забежали детишки лет до девяти, человек пять или шесть, и встали у входа молча. Моя собеседница сказала: ”Смотри, как они на вас глядят, такого они никогда не видели. Такие колоритные персонажи здесь не часто бывают”. Ну а чего вы хотели. Выглядел я так: поверх кожаной куртки драная джинсовая жилетка. Спереди слева пришит на ней флаг Израиля, на спине вышито “CRAZY SKUNK”, сам весь зарос щетиной, две косички, в ушах кольца. Никита ничуть не уступал. Грязен был не менее, хотя и пытался там отмыть лицо и руки. А вот всякого пирсинга на лице у него было много. Так что детвора смотрела на нас с неподдельным любопытством. Поев и отдохнув, поехали дальше.

Ехали около 90-100 км в час. Проехали мы в тот день немало и под вечер были во Владимирской области, не далеко от Вязников. В тот день нас особенно часто останавливали гаишники. У Никитиного мотоцикла ещё на въезде в Омск отвалилась фара, и второй день он ехал без неё. Когда они спрашивали, где она, он говорил, что вот только отвалилась, и ищем сервис для ремонта. Всякий раз приходилось рассказывать, кто мы и откуда, куда и зачем едем, что там хорошего и плохого. Я их понимаю, скучно там, но на каждый рассказ я тратил минут 5-10, и мне это надоело. В одну из таких остановок я такую мину сколотил, что они должны были понять, что надоели мне и надо бы отвалить. Гаец глядит на мою рожу и спрашивает, не приболел ли я? Я оживился: ”С чего бы это вы подумали, здоров я ”. А он говорит: ”Судя по глазам, пивка принял”. Я чуть не заржал. Я-то знаю, что спиртное вообще не употребляю. Дыхнул на него. Всё нормально. Никиту заставили номер от грязи очистить, не видно его вовсе. Я свой очищать не стал, всё равно испачкается. Больше нас не останавливали.

6869

Под Вязниками сделали короткий привал. Поели, отдохнули и в ночь поехали дальше. Вроде до дома не далеко, всего 300 км. О решении ехать в ночь я потом сильно пожалел. Лучше поставили бы палатку и выспались, а на следующий день спокойно доехали домой. У Никиты отсутствовала фара, а очки были только с тёмными стёклами. Ехать ему было не комфортно. Под Вязниками строили дорогу и ехать приходилось сбоку по обочине. Ночью сильно похолодало. Около какой-то речки был такой густой туман, что не было видно дорогу в двух метрах. Ориентировались по обочине. От Покрова до МКАДа обочины были забиты фурами. Места эти более-менее освещены, и Никита мог ехать быстрее. Часам к трём мы подъехали к моему дому. По-быстрому разгрузили мотоциклы. Никита забрал свои вещи и поехал домой.

На следующий день я отмыл мотоцикл. Через какое-то время заменил старые выпускные трубы, им было около 40 лет и они прогорели и сгнили. Соловские переходники всё же заняли своё законное место на новых хромированных трубах. За поездку я потратил около 10000 руб. Продолжительность - 20 дней.